От Иштар: языческие корни Пасхи

Культ богини Иштар, легенды о сотворении мира и первобога и традиция красить яйца: антрополог Кристал Де Коста ищет языческие корни Пасхи и разбирается, как всё это взаимосвязано.

Яйца занимают особое положение в пасхальной традиции. Это символ возрождения и обновления: жизнь прорывается из чего-то, что недавно было простым неодушевлённым предметом, не дающим ни малейшего намёка на то, что он в себе содержит. В связи с этим яйцо становится подходящим символом воскресения Иисуса Христа, однако оно обладало этим смыслом задолго до того, как христианство взяло его на вооружение.

По Фейсбуку ходит мем «правда о Пасхе» («truth» of Easter), вокруг которого сплотилась кучка людей. Если вкратце, то он гласит:

*«Первоначально Пасха была праздником Иштар, ассирийской и вавилонской богини плодородия и плотской любви. Ее символы (такие как яйца и кролик) были и до сих пор являются символами плодородия и секса (или вы на самом деле думали, что яйца и кролики имеют что-то общее с воскрешением?). После того, как Константин решил христианизировать Империю, Пасха была переквалифицирована в праздник воскресения Иисуса Христа. Но изначально Пасха (по-английски «Easter», произносимое как «Иштар») – это празднование плодородия и соития».

(*В Рунете можно найти очень похожие мемы, отличающиеся от англоязычного варианта мелкими деталями. — Прим. ред.)

Все мы знаем, что мемы Фейсбука для большинства людей являются основным источником информации – особенно, когда в них присутствуют резкие замечания относительно устоявшихся, но недостаточно глубоко осмысленных вещей. Однако хорошо известно, что в Римской империи христианство действительно перенимало языческие обряды покоренных народов в попытке помочь им адаптироваться. Это очень мудрая стратегия, потому что она позволяла покорённым народам продолжать совершать свои обряды, которые в новом поколении совершались уже теми, кто знал только новые мифы и традиции. В этом нет никакого секрета. Тем не менее, некоторые сведения из популярного мема про Иштар не соответствуют реальности, и на эти ошибки может указать простой Google-поиск. Итак, по порядку:

— Иштар была богиней плодородия, войны и плотской любви, точно так же, как защиты, судьбы, рождения и бури – как видите, здесь есть элемент плодовитости, но, как и в случае с Афродитой, присутствует и элемент власти. Её культ был связан с практикой священной проституции, когда женщины служили в храме, чтобы заниматься сексом с незнакомцами в обмен на божественное благословение (и деньги, чтобы накормить голодных детей или заплатить долг).

— Символами Иштар были лев, утренняя звезда, и восьмиконечная звезда (опять-таки символы власти).

— Слово Easter, по всей видимости, происходит не от «Иштар», а от немецкого слова «Eostre», обозначающего богиню рассвета, приносящую свет. Английский и немецкий языки находятся в меньшинстве тех, кто использует слово Easter для обозначения этого праздника. В других местах обряд носит латинское название Пасха (Pascha) и является производным от ивритского Pesach, означающего или связанного по смыслу с еврейской Пасхой. Таким образом, Ishtar и Easter являются омофонами: они звучат одинаково, но имеют различные значения.

— Традиционные мемы приписывают символику яйца культу богини Иштар, но Иштар, по всей видимости, никакого отношения к яйцам не имела. Тем не менее, существует много других — более старых — традиций, которые рассматривают яйцо как символ возрождения и отдают яйцу главную роль в мифах о сотворении:

  • Древние египтяне верили в первобытное яйцо, из которого вылупился бог солнца. В качестве альтернативы солнце иногда рассматривается как само яйцо, ежедневно откладываемое божественным гусем Себом, богом земли. Говорят, Феникс вышел из этого яйца. Яйцо также рассматривается как мировое яйцо, созданное Хнумом из куска глины на его гончарном диске.
  • В индуизме мы можем найти связь между содержанием яйца и структурой Вселенной: например, оболочка представляет небо, белый воздух, а желток — землю. В «Чхандогья-упанишаде» описывается акт творения с точки зрения разрушения яйца:

Солнце – это Брахман, таково наставление. Вот его объяснение. Вначале этот [мир] был несуществующим. Он стал существующим. Он стал расти. Он превратился в яйцо. Оно лежало в продолжение года. Оно раскололось. Из двух половин скорлупы яйца одна была серебряной, другая – золотой. Серебряная [половина] – эта земля, золотая – небо, внешняя оболочка – горы, внутренняя оболочка – облака и туман, сосуды – реки, жидкость в зародыше – океан. И то, что родилось, это солнце.

  • В зороастрийской религии есть миф, рассказывающий о непрерывной борьбе между принципами добра и зла. Во время длительного перемирия, длящегося несколько тысяч лет подряд, зло швыряет себя в пропасть, а добро сносит яйцо, которое представляет вселенную с землей, подвешенной к своду неба на полпути между точкой, где добро и зло пребывают. Зло прокалывает яйцо и возвращается на землю, и две силы продолжают свою битву (2).
  • В Финляндии Луоннотар, дочь природы, плавает в морских водах, думая о своих делах, когда появляется орел, строит гнездо на её коленях и откладывает несколько яиц. Через несколько дней яйца загораются, и Луоннотар отдёргивает колени, после чего яйца падают и ломаются. Куски формируют мир в том виде, в каком мы его знаем: верхние половинки образуют небо, нижняя — землю, желтки становятся солнцем, а белки – луной (3).
  • В Китае есть несколько легенд, в центре которых находится космическое яйцо и идея о том, что первое существо или некоторые люди родились из яиц. Например, Палангс ведёт свое происхождение от принцессы Нага, которая отложила три яйца.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Космическое яйцо: что общего у «Курочки Рябы» и мифов о сотворении мира


И это лишь некоторые из историй, на которых основывается пасхальная традиция с яйцами. Вопреки утверждению приведенного мема, яйца и кролики на самом деле кое-что делают с идеей воскресения — в этих ранних мифах создатель часто возникает из самого яйца в той или иной форме:

«В космическом яйце, согласно ведическим писаниям, есть дух, который должен родиться, умереть и родиться еще раз. Некоторые версии сложной индуистской мифологии описывают Праджапати, который создал яйцо, а затем появился из него сам. Брахма делает то же самое, и мы находим параллели в древних легендах Тота и Ра. Египетские картины, изображающие Осириса, воскресшего бога производительных сил природы (возрождения), показывают, что он возвращается к жизни, разбивая скорлупу яйца. Древняя легенда о Фениксе следует тому же сюжету. Этой красивой мифической птице было сказано жить в течение сотен лет. Когда его жизнь подошла к концу, он умирает в огне и снова вырастает в новой форме из яйца, отложенного им» (4).

Феникс был принят в качестве христианского символа в первом веке нашей эры. Он появляется на погребальных камнях на первых порах христианского искусства, в церквях, религиозных картинах, на каменной кладке. Яйцо, из которого он вырос, стало нашим пасхальным яйцом. Как и многие другие символы, пасхальное яйцо продолжает меняться. Когда Великий пост был принят в третьем и четвертом веках, внимательные христиане стали воздерживаться от молочных продуктов, включая молоко, сыр, масло и яйца. В Англии, в субботу перед Великим постом, было обычной практикой для детей — идти от одной двери к другой и просить яйца – последнее удовольствие перед началом поста.

Даже традиция окраски яиц связана с идеей возрождения и воскресения. В то время как пасхальные наборы предлагают яркие краски для украшения яиц сегодня, связь между жизнью и яйцом традиционно подчеркивалась использованием красной краски. В среде христиан красный символизирует кровь Иисуса Христа. Среди македонцев уже стало традицией приносить красное яйцо в церковь и съедать его, когда священник на пасхальной всенощной провозглашает «Христос воскресе», подтверждая тем самым официальное завершение поста.

Таким образом, конечно, Иштар может иметь некоторую связь с обрядами весны, а сама по себе Пасха, по общему признанию, является весенним обрядом. Но в эпоху, когда во имя религии было сделано так много плохого, а сама религия стала центром критики и множества дискуссий, стоит помнить, что наросты времени и истории дают нам более богатые традиции, чем любой из нас может по-настоящему осознать, поэтому не следует принимать мемы за чистую монету.

По материалам: © Krystal D’Costa «Beyond Ishtar: The Tradition of Eggs at Easter»/Scientific American.

Обложка: Иштар (Queen of the Night/British Museum).

Источники

1. Newall, Venetia. (1967) «Easter Eggs,» The Journal of American Folklore Vol 80 (315): 3-32. 2. RE Hume, ed. (1931) The Thirteen Upanishads. London: 214-215 Ссылки: 1. Newall: 4 | 2. Hume: 214 | 3. Newall: 7 | 4. Newall: 14 | 5. Newall: 22

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: