Секс: ты все делаешь неправильно — глава из книги «Интимное Средневековье»


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование: 


«Сорок дней на воде и хлебе»: как, где и когда можно было заниматься сексом в Средние века, почему женщинам рекомендовалось не снимать головной убор во время секса, каким образом церковь транслировала и иллюстрировала свои предписания и чем нужно было искупать неповиновение правилам. Рассказываем о книге «Интимное Средневековье» Розали Гилберт.

Сексуальная жизнь Средневековья окружена таким количеством заблуждений, что уже сложно определить, что из них правда, а что — нет.

Правда ли, что в Средневековье жены томились закованными в пояса целомудрия, ожидая мужей из Крестовых походов? Что можно было и чего нельзя было делать в спальне и как в ту «тёмную» эпоху занимались сексом? Были ли женщины бесправными и безмолвными рабынями или могли отстаивать свои интересы и свое тело? И что думала обо всем этом церковь? В книге «Интимное Средневековье» Розали Гилберт, много лет увлеченно исследовавшая тему повседневной жизни в средневековой Европе, дает ответы на эти вопросы. А еще рассказывает, что несмотря на сотни лет, разделяющие сексуальную жизнь средневековых женщин и наших современниц, в ней очень много схожих элементов. Реально изменились только сами женщины. Публикуем отрывок из книги.

«Большинством представлений о Средневековье мы обязаны ученым Викторианской эпохи. Чтобы подчеркнуть, какое цивилизованное общество им удалось построить, они красноречиво описывали ужасы прошлого. Даже несмотря на то, что исторические факты говорили об обратном».

«Интимное средневековье»

Секс с ограничениями

Церковь с большой неохотой признала, что женщина является частью Божьего плана и без нее плодиться и размножаться не выйдет. К тому же рождение ребенка в приходе требовало выполнения определенных религиозных обрядов, таких как крещение и воцерковление (возвращение женщины в общество и в лоно церкви после рождения ребенка), и привлекало денежные подношения, что никогда нельзя назвать лишним. Но наслаждаться сексуальными отношениями для женщины считалось недопустимым. Секс — это то, что ей нужно было терпеть ради продолжения рода.

Поскольку запретить секс полностью не представлялось возможным, церковь ввела четкие ограничения на то, когда и где им следует заниматься. До того супруги совокуплялись где получится и когда захочется, что, с точки зрения церковников, никуда не годится. Продолжение рода — это бизнес, и, как любой хороший бизнес, его нужно регулировать.

Так что церковь четко описала целый ряд ситуаций, когда женщине строго-настрого запрещено заниматься сексом даже с законным мужем. Давайте по ним пройдемся.

Когда запрещено заниматься сексом

Секс в Средние века был запрещен по средам и пятницам — без видимых причин. Судя по всему, выбор пал на них случайно, так как никаким религиозным традициям сексуальная активность в эти дни недели не противоречит. Да, они постные, но не такие значимые, как, например, воскресенье. Возможно, церковь решила, что секс помешал бы супругам провести вечер пятницы в церкви, но точно мы это вряд ли когда-нибудь узнаем. 

В субботу любая активность в спальне тоже была настрого запрещена, что, согласитесь, досадно, поскольку перед выходным воскресным днем многие предпочли бы воспользоваться возможностью лечь спать попозже. Воздержание по воскресеньям считалось законом непреложным. Никакого секса — и точка. Бурхард Вормский, епископ из города Вормс в Священной Римской империи, пишет, что наказание за воскресный секс — сорок дней на хлебе и воде. В этот день люди должны общаться исключительно с Господом, а не с супругами.

Итак, мы насчитали уже четыре дня в неделю. В году пятьдесят две недели, то есть в сумме получилось уже двести восемь дней, когда мужьям и женам требовалось говорить решительное «нет» сексу. А ведь мы еще только начали.

По мнению церкви, все праздники, посвященные святым, — особенные дни, в которые нужно выказывать должное уважение «виновнику торжества», то есть оставаться полностью одетым и сохранять чистоту в душе и помыслах; отнимаем дополнительные шестьдесят дней. Но были и другие официальные выходные, когда люди имели время и возможность предаться греху похоти, и это требовалось как-то по-умному прекратить.

В результате все сорок дней Великого поста предписывалось проводить в благоговейных раздумьях о возвышенном — никакой активности в спальне после наступления темноты. То же касалось и двадцати дней Адвента. Понятно, что в эту категорию входили также двадцать дней Пятидесятницы и вся неделя Троицы. И не забывайте о Пасхальной неделе, которая, кстати, в отдельные годы может длиться до десяти дней.

Короче говоря, хотя какие-то запретные для секса дни приходились на среды, пятницы, субботы и воскресенья, их число все равно получалось внушительным.

Где запрещено заниматься сексом

Но зачем же останавливаться на временных ограничениях для пар, желающих уединиться в обнаженном виде на льняных простынях? С не меньшим пылом церковь раздавала инструкции, касающиеся не подходящих для секса мест. Что же это были за запретные зоны?

Здравый смысл подсказывает, что к таковым относились все публичные места. Однако запреты — дело серьезное, которое нельзя пускать на самотек; требовалось прописать все в правилах максимально четко — просто на случай, если пары не до конца поймут, где можно, а где нет. По всей видимости, считалось, что эти советы следует не только произносить вслух, но и записывать — если в какой-то момент возникнет нужда на них сослаться.

Итак, четко и напрямую запрещался секс в стенах церкви, в светлое время суток и с полностью обнаженной женщиной; притом единственной разрешенной позицией для любовных утех считалась миссионерская поза. 

Как заниматься сексом

Единственным правильным и утвержденным церковью способом считалась миссионерская поза. Тем, кто не знал, что делать или что это вообще такое, рукописи услужливо предоставляли иллюстративный материал.

Самая вразумительная из всех книг, содержащих подобные рисунки, — известнейший средневековый медицинский трактат о здоровом образе жизни, Tacuinum Sanitatus. Он был чрезвычайно распространен в XIV и XV веках. Несколько экземпляров сохранились до наших дней. В книге множество цветных иллюстраций размером чуть ли не во всю страницу с продуктами питания и элементами природы, положительно влияющими на здоровье человека. Там встречаются, например, Северный Ветер, Рвота, Танцы и, конечно же, старый добрый Коитус.

Коитус изображен на цветной иллюстрации так: мужчина с женщиной в постели накрыты практически прозрачным покрывалом, позволяющим читателю видеть положение ног обоих партнеров, требуемое для успешного, правильного зачатия. Пара показана в позе, которую мы называем миссионерской.

Никакие другие позы для секса не рекомендовались; более того, все остальные позы считались в разной степени греховными по ряду веских причин. Совокупление как у животных, сзади? Нет. Женщина сверху? Тоже нет. Все остальное: нет, нет и нет. Только миссионерская. Почему? Потому что так сказали церковники.

Вообще в основе запретов лежали представления тогдашней медицины о человеческом теле и его репродуктивной системе (в то время они считались знаниями). Если женщина будет сверху, мужское семя не пойдет в нужном направлении, и зачатие станет невозможным, отчего весь акт превратится в пустую трату времени. Поза retro canino, то есть по-собачьи, тоже считалась греховной, потому что она имитирует поведение зверей, и тот, кто к ней прибегал, должен покаяться, просидев следующие десять дней на хлебе и воде. Любая позиция, уменьшающая шанс деторождения, считалась греховной.

Несмотря на то что рекомендованная и одобренная церковью поза была одна, в средневековой литературе хватало картинок с запрещенными вариантами.

Например, на изображениях ада и чистилища особенно часто встречались поступки, за которые люди должны гореть в аду, в том числе половые акты в самых разных видах и позициях. А чтобы читателям было проще использовать иллюстрации в своих греховных целях, к ним прилагались потрясающие описания и эвфемизмы, связанные с самим актом соития и участвующими в нем органами. 

«Интимное Средневековье»
Иллюстрация из «Bible moralisée», 15 век / Электронный архив Национальной библиотеки Франции

Секс во время менструации

С точки зрения церкви, менструация определенно считалась неподходящим временем, чтобы раздеваться перед мужем и заниматься сексом, но за этот грех полагалось совершить сравнительно несложное покаяние — провести десять дней на хлебе и воде. Очень ранние записи из Линдисфарна свидетельствуют о том, что тогда наказывали сорокадневным постом, но к периоду позднего Средневековья обычно ограничивались десятидневным.

Сейчас многие женщины не отказываются от секса в эти дни месяца. Однако некоторым секс при менструации кажется немного противным и негигиеничным; немало наших современниц предпочитают проводить такие вечера дома с грелкой и чашкой горячего шоколада, а не раздеваться до нижнего белья и призывно улыбаться партнеру. Другие не обращают на месячные внимания. Словом, это личное дело каждой — что выберете, то и нормально.

А когда облеченный властью, предположительно целомудренный церковник вам что-то запрещает — это не совсем нормально.

Церковная покаянная книга, написанная Бедой Достопочтенным примерно в 700 году, не только запрещала мужчине сближаться с менструирующей женщиной, которая здесь называется больной, но и предписывала в случае нарушения провести сорок дней на воде и хлебе — более суровое покаяние, чем во многих других источниках. 

Мы не знаем, насколько средневековых женщин беспокоил вопрос чистоплотности при сексе в период менструации, но те, кто в те времена занимался медициной, считали, что менструальная кровь ядовита и может испортить сперму.

Тогдашняя наука настаивала, что половой акт при менструации ведет к рождению ребенка с уродствами и множеством ужасных болезней — проказой, эпилепсией, а то и еще чем похуже. Считалось, что после такого акта малыш может даже родиться… рыжеволосым.

А этого, ясно, никому не хочется.

Как одеваться для секса

Многие современные женщины считают важным соблазнительно одеваться для интимных моментов в спальне; неудивительно, что такого же мнения придерживались и средневековые женщины и для секса выбирали одежду, которая позволяла выглядеть более привлекательно и соблазнительно.

Конечно, они это делали. Почему нет?

Сейчас большинство людей в контексте женщин Средневековья первым делом вспоминают о поясах целомудрия и корсетах. Звучит сексуально, да? Эротично и даже с легким намеком на фетишизм. Проблема в том, что ни того ни другого в раннем Средневековье в помине не было — их изобрели только в позднюю эпоху Тюдоров и времена раннего Возрождения. Впрочем, пояс верности появился даже позже.

Корсеты упоминаются в описаниях нарядов тех времен, но, к сожалению, это совсем не тот предмет одежды, что мы сегодня называем корсетом. Скорее всего, корсет XIV века представлял собой верхнюю одежду с большими проймами, со шлейфом или без него. Их украшали жемчугом и расшивали золотой нитью — это указывает на то, что их выставляли напоказ, чтобы поразить всех своим богатством. Когда нижнее белье, которое мы называем корсетом, впервые появляется в исторических текстах, его называют боди, а потом бюстгальтером. Только гораздо позже в речь входит слово «корсет», обозначающее предмет женской одежды со шнуровкой, тесно обтягивающий тело и поднимающий грудь, — именно такой, каким мы знаем его сегодня.

Необоснованная нагота

Мы уже знаем, что церковь максимально четко высказывалась против вступления в интимную связь в обнаженном виде, но вот почему? Очевидно же, что нагота и секс идут рука об руку! Если, как мы выяснили, средневековая женщина вряд ли носила в спальне корсет, то почему ей не быть обнаженной?

Почему? Все очень просто. Средневековая медицина считала, что большую часть тепла женское тело теряет через голову и существует риск, что во время энергичного полового акта его уйдет слишком много. В результате с женщиной случится беда и у нее разовьется множество разных недомоганий. Эту проблему нужно было как-то решать — в частности, любой ценой избегать абсолютной наготы.

Таким образом, средневековой женщине требовалась какая-то одежда для секса. Она могла довольно сильно обнажиться перед супругом, но не полностью. В частности, ни в коем случае нельзя было обнажать голову. Чтобы сохранить здоровье, активности в простынях с мужем следовало противопоставить головной убор. Чепец. Вуаль. Тюрбан. Подходила даже сеточка для волос, что, согласитесь, граничит с нелепостью.

Если женщина предприняла хоть какое-то усилие, пусть даже символическое, она могла считать себя в безопасности и заниматься сексом без ужасных последствий для здоровья. Вот почему практически на всех иллюстрациях в средневековых рукописях, на которых мужчина и женщина изображены в постели, любая порядочная дама предстает в головном уборе.

Дамы, шляпки можно не снимать!

По материала книги «Интимное Средневековье»

Обложка: Средневековая иллюминированная рукопись «Le livre de Lancelot du Lac», Франция, 1401-1425 гг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: