На грани: в чем смысл клипа «Till the end» Rammstein



Психолог Мария Ляхова-Трагель, анализирует текст, видеоряд и символы клипа «Till the end» Rammstein и показывает, как сквозь порнокартинку просвечивают темы одиночества, травмы отсутствия матери в детстве, дефицита любви и эксплуатации женского тела, а сам клип отсылает к проблеме нескольких поколений жителей Германии и обыгрывает комплекс Лилит.

В начале 2020 года фронтмен группы «Rammstein» Тилль Линдеманн представил сольный музыкальный клип «Till the end», который вызвал неоднозначную реакцию. За исключением некоторых деталей, не свойственных порнофильмам, видео полностью выглядит как порнографический ролик. Клип вызвал непонимание и осуждение, даже у поклонников Тилля и музыкальных обозревателей.

В клипе отсутствует сюжет, как во многих порнофильмах. Видеоряд показывает помещение, похожее на номер отеля, несколько женщин и одного мужчину, самого Тилля. Участники съемок перемещаются по номеру и вступают в сексуальные контакты в разных вариантах. Ролик снят в грубой и реалистичной манере.

Эксперименты с порно для Тилля не новы. Еще в 2009 году «Rammstein» использовали стиль фильмов для взрослых в видео к песне «Pussy». Также в «Till the end» заметны детали из недавнего клипа Линдеманна «Platz eins», где тоже используются сцены секса. Поводов обвинить в самоповторах хватает. «Till the end» не выглядит оригинальным, не эстетичен, а Тилль не порноактер, чтобы регулярно делать подобный контент. Тогда для чего этот клип? Воздержимся от предположений, что Линдеманн стал жертвой творческого кризиса или возрастных изменений мозга. Обратим внимание на детали текста, видеоряда и контекст съемок, которые откроют дополнительные смыслы.

Отсылки в тексте и видеоряде

Тилль показал себя в том числе как лирический автор. Он пишет тексты для «Rammstein» и публикует свои стихи [5]. Поэтому начнем со слов песни. В них вошло стихотворение Тилля, «Nein». Оно говорит о грусти и одиночестве: «Сердце разбито и страдает от любви» [3]. Появляется вариант интерпретации – человек, которого ранили романтические отношения, пытается забыться в оргиях.

Клип обращается к темам телесности и отношений между полами, и для их изучения подходит психоаналитический подход. Психоанализ предложил способ объяснять психические явления с помощью отношений с матерью. Мама становится первым человеком, с которым в принципе происходит взаимодействие, и оно влияет на всё общение в дальнейшей жизни. Человек, который испытал дефицит отношений с матерью в детстве, склонен повторять его и с другими людьми. Даже если принять вариант драмы в романтических отношениях, он не исключает вариант детской травмы из-за отвержения матерью.

В книге немецкого психоаналитика Х. Мааца «Комплекс Лилит. Темная сторона материнства» находим примеры дефицита матери, характерные для Германии [4]. Отметим факт из жизни Линдеманна: он родился и вырос в ГДР [5]. Маац пишет, что типичной проблемой в отношениях родителей и детей ГДР стала отсутствующая мать. Социалистическое общество поощряло стремление женщин быть трудолюбивыми работницами, и это происходило в ущерб заботе о детях. Большинство малышей в раннем возрасте отдавали в ясли. Туда принимают детей с 2 месяцев, что рискованно из-за травмы ранней разлуки с мамой.

Эта мысль подтверждается тем, что одной из сцен Тилль лежит на кровати и сосет свой большой палец, как грудной ребенок. Также в тексте песни несколько раз упоминается рот, а видеоряд неоднократно показывает оральный секс. Эти детали создают отсылки к З. Фрейду. Фрейд предложил возрастные этапы развития, и период 0-1.5 года назвал оральной стадией. Травма в этом возрасте вызывает оральную фиксацию. Человек фиксируется, как бы пытается вернуться в прошлое и исправить его. Нехватка заботы матери в раннем возрасте приводит к жадности ко вниманию, нетерпению, агрессии, потребительскому отношению к окружающим. Взрослый, который попадает в состояние оральной стадии, становится похож на ребенка в этом возрасте, который способен только требовать и показывать удовольствие или неудовлетворение.

Тема дефицита матери прослеживается и в прошлых песнях Тилля. Характерный пример – текст композиции «Mutter» (мама), где говорится о тоске детей по заботе и любви прямым текстом. Последнее творчество Тилля отличается тем, что отсылки к отношениям с матерью завуалированы, а акцент сделан на их разрушительных последствиях – агрессивном и потребительском отношении мужчины к женщине.

Таким образом, видео показывает нечто большее, чем высказывание о личных переживаниях. Клип отсылает к проблеме нескольких поколений жителей Германии. Множество женщин и сцены грубого секса говорят о жадности, невозможности насытиться, эксплуатации женского тела. Теперь мы знаем, как их объясняет психоанализ с помощью травмы отсутствия матери в раннем детстве.

Еще одна интересная деталь клипа – женщины в белых масках, повторяющих черты лица Тилля. Этот образ напоминает о желании видеть в другом свое отражение. Человеку и некоторым животным свойственно повторять за окружающими, что помогает учиться и понимать друг друга [2]. Как пишет Маац, ребенку, который еще не осознает, что с ним происходит, критически важно получать отражение своего поведения от матери [4]: «я вижу, что тебе плохо», «я радуюсь в ответ, когда ты радуешься» и т.д. Однако, в клипе отражения в виде масок безликие и безжизненные и не удовлетворяют потребности героя. Единственная надежда на понимание – женский голос за кадром, который читает «Nein», стихи о его чувствах.

Социальный контекст вокруг клипа

Из истории съемок «Till the end» известно, что они проходили в Санкт-Петербурге с участием русских девушек. Возможно, и эта деталь неслучайна. ГДР существовала под управлением Советского Союза. Маац пишет, что в ФРГ также происходил дефицит отношений с матерью, но проявлялся в другом виде [4]. Проблема мамы, отсутствующей для ребенка, появилась из-за социалистической политики, за которую отвечает СССР. С этой точки зрения «Till the end» выглядит как попытка обратиться к корням и показать матушке-России, к чему привело ее влияние. Тилль словно говорит, что добился успеха, ему доступны дорогие отели и сексуальные партнерши, но при этом он несчастен, и сердечные раны ещё болят.

Клип спровоцировал скандал с травлей девушек, которые участвовали в съемках. Интернет-пользователи нашли их аккаунты в сети и осудили за непристойное поведение. Книга «Комплекс Лилит» снова поможет с объяснением. Автор говорит о некоторых чертах женского образа, которые представляет Лилит, первая жена Адама. К ним относятся неприязнь к детям, независимость, агрессия, сексуальная активность. Комплекс Лилит означает неприятие этих свойств в поведении женщин [4]. К его проявлениям относится и слатшейминг, от которого пострадали участницы съемок. Получается, клип спровоцировал людей, у которых выражен комплекс Лилит, что показывает, насколько хорошо получилось его проиллюстрировать.

Загадка названия

Закончим изучение деталей клипа на названии, в котором получилась остроумная игра слов. Ее создают пары значений «till» — предлог «до» и имя Till, а также слова «end», конец, который также можно перевести как кончик члена. Последний вариант перевода как раз подходит порно-стилистике клипа. Однако, эта фраза предоставляет еще больше вариантов интерпретации.

Слово «end» также имеет смысл конца жизни, т.е. смерти. Текст песни говорит об одиночестве, а страх остаться одному связан со страхом за жизнь. Человек, оставшийся один, не получит помощь в сложной ситуации, и рискует умереть. А для ребенка, отвергнутого матерью, риск смерти максимален. Психологи отмечают, что лишение матери в раннем возрасте настолько подавляет детей, что практически убивает морально, даже без угрозы физической смерти.

Таким образом, получаем новую интерпретацию строчки «I feel Till till the end» — я ощущаю одиночество настолько сильно, что в нем виден страх смерти. Игра слов в названии ловко балансирует между порнографической провокацией и экзистенциальной глубиной.

Порно или искусство?

Сложно представить, что такое количество деталей сложились в одну картину случайно. Тем более сложно поверить в случайность, зная, какую художественную ценность в прошлом выдавал Тилль.

Хотя видео «Till the end» внешне похоже на порно-дополнение к клипу «Platz eins», оно показывает самостоятельную смысловую нагрузку. Здесь появляются клише порнофильмов и при этом они выворачиваются наизнанку, когда внимательный зритель видит, какие чувства скрываются за желанием обладать множеством женщин, агрессией и эксплуатацией тела. Обнажение искренних эмоций и клише, обретающие экзистенциальный смысл, напоминают о направлении современной культуры «новая искренность» [1].

Итак, «Till the end» при погружении в контекст нельзя назвать порнофильмом в привычном смысле этого слова. Съемки клипа больше напоминают перфоманс с использованием порнографического стиля. Остается только удивиться и порадоваться, что автору удается избежать импотенции после 30 лет на сцене. Даже если сцены секса на видео смонтированы, главное, что потенция по части творчества у Тилля в порядке.

Список литературы

  1. Гребенюк А. Метамодернистская психология, как новый подход к изучению поведения современного человека // Метамодернистская психология, 2017. – Режим доступа: https://metaxy-psy.blogspot.com/p/blog-page_9.html (дата обращения 06.04.2020) 
  2. Дубынин В. Мозг и зеркальные нейроны // Постнаука, 2018. – Режим доступа: https://postnauka.ru/video/89453 (дата обращения 06.04.2020) 
  3. Линдеманн Т. В тихой ночи. Лирика. М.: Эксмо, 2019. – 288 с. 
  4. Маац Х. Комплекс Лилит. Темная сторона материнства. М.: Когито-центр, 2017. – 197 с. 
  5. Тати Ж. Rammstein. Будет больно. СПб: Пальмира, 2018. – 191 с.
Обложка: Wikimedia Commons

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Один комментарий

  1. Отличная статья, я тоже также думал! Вообще глядя на название проекта Тилля, можно понять что он посылает в пешее эротическое общественное мнение, к тому Тилль уже не боится за свою репутацию, он всего уже добился, но в тоже время он одинок и несчастен. Сам Тилль довольно крут в его возрасте сразу занимать несколькими проектами, такие как — стихи, Раммштайн, Линдеманн, разовый проект ради одной песни Na Chui, играет в Ларса Фон Триера, и даже театр, и кстати он собирает присоединиться к цирку фриков в германии и отправиться в тур, и еще поползли слухи что Раммы снова начинают записывать новый альбом.
    А по поводу сьемок клипа, часть сцен с красно-волосым Тиллем насколько известно снималась в Берлине, А момент с Викторией Роуз и столом снималась еще в конце 2018 года если не в начале 2019, так в 2018 у Тилля проходил тур его проекта, чьи концерты были полу-закрытые и любая съемка была запрещена, где Тилль вытворял всякую дичь — по типу разгрызания бокала из под шампанского, где присутствовала сама Виктория в латексном костюме, также велись съемки самих концертов и его закулисья для некого документального фильма, где из слов самого режиссера Зорана Бихача(Который снимал клипы Тилля) можно понят что нас там может ждать нечто подобное как в клипе.
    А в Петербурге большая часть не порнушных сцен с темноволосым Тиллем снималать для клипа Platz Eins, но все таки в это время часть порно сцен была снята, Затем в этот клип вошло немного кадров из Till he end, а из Platz Eins в Till the end.)))))
    Также в самом последнем концерте Rammstein была снята это сценка, которую показали на концертах Lindemann
    https://www.youtube.com/watch?v=pdlW2ByQVs4

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: