Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Фрагментирование жизни, заигрывание с обществом и тоска по своему Я: разбираемся, почему делают селфи, что люди скрывают от себя и от чего они бегут.
У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.
Социальные сети и реальность постмодернизма
Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?
Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.
Так, общение в социальной сети, которое носит преимущественно публичный характер, зачастую преследует цель привлечь как можно больше внимания к собственной персоне. А фотография, которой сегодня можно поделиться с широким кругом знакомых и незнакомых людей, выступает в роли одного из самых распространенных способов достижения этой цели.
Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений» (1). Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.
Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.
Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть
Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.
Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.
С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом — это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом — это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.
Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.
Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.
Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.
Селфи – автопортрет, меняющий человека
Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.
Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.
Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.
Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.
Вот что пишет Ван Гог о фотографии:
«…Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится»(2).
Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?
Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.
Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое» (3).
Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.
Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.
Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.
Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.
Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка — вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.
Ссылки на источники
1. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа // – М.: Интрада. 1998. – 255 с.(183)
2. Ван Гог, Винсент Письма брату Тео // – М.: Искусство, 1966 – 604 с. (440)
3. Сонтаг, Сьюзен О фотографии // – М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2013. – 272 с. (13)
4. Барт, Р. Camera lucida. Комментарии к фотографии // –М.: Ад Маргинем, 2011. – 272 с.
Обложка: News.com.au.