Рождение полиции и биополитики. Мишель Фуко о формировании современного государственного управления

Продолжая наш цикл публикаций «Зарождение биополитики Мишеля Фуко», сегодня мы рассмотрим полицию как центральный институт государственного управления и, наконец, узнаем, что понимал одиозный философ под биополитикой.

Полицией (police – фр., Polizei – нем.) в XVII — XVIII вв. в Европе (Фуко рассматривает примеры Франции и Германии) называли новый тип административного управления, совокупность его способов и техник. Для понимания содержания этого термина и его последующей эволюции Фуко изучает труды по государственному управлению того временим и приводит три основных тезиса: о том, как зародилась впервые идея полиции, как она практически исполнилась и как стала учебной дисциплиной.

Идею полиции как способа универсального управления государством он приписывает Луи Тюрке де Мейерн, который в 1611 году предложил определить часть задач исполнительной власти полиции, в чье ведение входило следить за «гражданским благочинием и общественной моралью» Имеется в виду работа «Аристо-демократическая монархия».. Для этих целей было создано четыре полицейских совета. В ведении первых двух находились лица с положительными сторонами их жизнедеятельности — воспитанием и обучением детей — и отрицательными — надзор за обездоленными (нищими, сиротами, стариками, инвалидами), болезнями и чрезвычайными ситуациями (пожарами, наводнениями). В ведении вторых двух советов находилось имущество – торговые дела и имущественные вопросы (сделки с имуществом, состояние территорий и т.п.). Это разделение вовсе не было взято на вооружение в полном объеме в XVII веке, но в нем было зафиксировано очень важное свидетельство состояния государственных дел того времени– полиция стала самостоятельным институтом, наравне с армией, правосудием и казной. Примечательно, что объектом администрирования с этих самых пор становятся люди в их обычной повседневной жизни. Фуко приводит конкретную цитату Тюрке:

Человек есть настоящий объект полиции.

От изучения теоретического проекта Фуко переходит к практике, а именно — учебному пособию по государственному управлению Н. де Ламара «Трактат о полиции», 1705. И здесь задачи полиции становятся ещё шире — религия, нравственность, здоровье, продовольствие, дороги, мосты, шоссе и общественные строения, общественная безопасность, искусства и науки, торговля, заводы, занятость, бедность. Таким, образом, полномочия полиции становятся поистине всеобъемлющими. Фуко цитирует автора: «полиция надзирает за всем, что касается счастья людей», «полиция надзирает за всем, что задаёт для общества правила», «полиция надзирает за живущим». Таким образом, счастье и жизнь людей, общество являются главными объектами администрирования.

С этих самых пор можно считать, что полиция сформировалась как отдельный вид учебной дисциплины (Polizeiwissenschaft), который был введён для изучения в ведущих университетах Европы. Особенности его преподавания были скорректированы ещё одним важным трудом того времени — «Началами полиции» Юсти. Здесь демонстрируется уже усовершенствованный подход к науке государственного управления. Первую часть пособия составляют сведения о самом объекте управления – государстве, о составе его территории, населении и состоянии социальной сферы (здравоохранения, смертности, демографических показателей). Вторая посвящена вопросам экономики – функционирования рынка, движения товаров и денег, и только последняя — уже стандартным практикам, относящимся к компетенции полиции, которые обучали управляться со всем вышеизложенным. Фуко отмечает, что важным в трактате Юсти является разделение терминов полиция (die Polizei), и политика (die Politik). Последняя представляет собой отрицательную функцию государства – борьбу с внешними и внутренними врагами, её орудия – законы и армия. Полиция же осуществляет положительную функцию, поскольку её цель – улучшение состояния государства, поддержание его мощи. Для этого используются законы и запреты, а также непрерывный контроль и вмешательство в общественную жизнь.

Так окончательно сформировалась эта система учреждений, без которых немыслимо функционирование любого современного государства. Эти учреждения полностью соответствуют главной цели – укреплению государства, они полностью рациональны по своей природе. Они объединены в строгую систему. Начиная с XVIII в. объектом управления и полицейского надзора стали люди, население. Государство стало собирать сведения о жизни этих людей – с их болезнями, заботами, трудами, бедностью, проблемами. Государство стало интересоваться жизнью людей, живых биологических существ. Так родилась биополитика.

Как же определяет биополитику Фуко?

Под этим термином я имел в виду попытки рационализации, начиная с XVIII в., проблем, ставившихся перед практикой управления, феноменами, присущими единствам людей,или населению — такими феноменами, как здоровье, гигиена, рождаемость, продолжительность жизни, расы (1)…

Биополитика «стремится относиться к «населению», как к множеству сосуществующих живых существ, которые наделены конкретными биологическими и патологическими чертами, а, следовательно, относятся к сферам специфических знаний и техник. И саму эту «биополитику» надо понимать, исходя из темы, развивавшейся с XVII века: из управления государственными силами» (2).

Эпоха Наполеона располагается почти точно в точке разрыва между прежней организацией полицейского государства XVIII в., (понимаемой, разумеется, в смысле, который мы имеем в виду здесь, но не в смысле полицейского государства, каким мы знаем его сегодня) и формами современного государства, которое он создал. Как бы там ни было, представляется, что на протяжении XVIII и XIX вв. – достаточно быстро в том, что касается торговли, и медленнее во всех остальных областях, — возникла идея полиции, которой удалось проникнуть во все механизмы общества, стимулировать и регламентировать их и сделать их функционирование как бы автоматическим (3).

О том, как стала развиваться биополитика в более поздний период, и к чему она привела – в наших следующих публикациях.

Ссылки на источники

1. Рождение биополитики. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 148.

2. Безопасность, территория, население. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 148.

3. Пространство, знание и власть. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 218.

Читайте другие статьи из цикла:

  1. Зарождение биополитики Мишеля Фуко
  2. Что такое Просвещение? Мишель Фуко о роли великой Эпохи для развития биополитики
  3. Биополитика Фуко: от рождения до тотального контроля
  4. Биополитика: противоядие Фуко
  5. Биополитика Фуко: итоги и послевкусие

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: