Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Сегодня мы продолжаем публикации о биополитике Фуко. Великий мыслитель показал нам, как осваивали европейские страны все «приемы» полицейского государства и как им удалось почти незаметно внедрить биополитику в нашу жизнь. Каждый день мы убеждаемся, как искусно государство применяет и сегодня практики рационального управления. Но есть ли выход из этой ситуации? Будем ли мы слепо следовать предложенным современным государством правилам игры и заранее обрекать себя на поражение? Или у нас есть шанс отыграться? Посмотрим, что приготовил для нас Мишель Фуко.
Итак, государственный разум по-прежнему использует рациональные методики управления, а отдельный индивид в обществе – это ресурс и средство укрепления государства. И никто не застрахован от доведения этого рационализма до абсурда, что приводит к плачевным результатам. Как же совладать с этими «играми разума»? Где границы разума и какую роль он может играть в современности? Вновь вечный вопрос, поставленный Кантом. Со времен Просвещения практика рационального управления прочно вошла в политическую действительность. Это не значит, что она плоха и ее следует искоренить. Но это значит, что ее следует контролировать, чтобы не допустить повторения печальных уроков истории. «Власть не есть зло. Власть – это стратегические игры» — говорит Фуко и добавляет:
Проблема не в том, чтобы попытаться растворить эти игры в совершенно прозрачной коммуникации, но в том, чтобы задать себе правовые правила, технологию управления. А также мораль, этос, практику самости, которые позволят играть в игры власти с минимальным по возможности элементом господства и принуждения.
Что же выступает или может выступить элементом контроля?
Ответ Фуко – либерализм. На самом деле либерализм – это единственный антипод рациональному полицейскому государству. При этом под либерализмом Фуко понимает не теорию, не идеологию, а практику, способ действия. Либерализм необходимо анализировать как принцип и метод рационализации управленческой деятельности (то есть провести «рационализацию рационализации»). Но при этом рационализация либерализмом предполагает «напоминание» о том, что управление не может быть самоцелью. Максимизация управления не должна быть его регулятивным принципом. Если в Polizeiwissenschaft главным является принцип государственного интереса, то в либерализме принцип звучит по-другому: «управляют слишком много» (1). Только критика может помочь избежать риска чрезмерного управления. Именно либеральная рефлексия задает вопрос, насколько необходимо рациональное управление и какую пользу оно приносит. В этом смысле либерализм – инструмент критики прежнего государственного управления. Именно этой его особенностью обусловлена его повторяемость в истории. Его роль – реформировать существующее государственное управление, стремясь ограничить его злоупотребления. Именно поэтому либерализм обнаруживается порой в различных, иногда – просто радикальных, формах. Важными инструментами либерализма служат экономика и право Здесь имеется в виду апелляция к классическому антиподу Polizeistaat – Rechtsstaat, правовому государству. Однако мы не имеем возможности детального разбора этого классического противопоставления в данной работе.. Экономика дала важную аргументацию либеральной критике: рынок – в практическом смысле, политическая экономика – в теории. Через Таблицы физиократов Речь идет об «Экономической таблице» (1758) Франсуа Кенэ (1694-1774), получившей дополнительную интерпретацию также в работе Жака Тюрго «(1727-1781) «Размышления о создании и распределении богатств» (1766). и «невидимую руку» Адама Смита Имеется в виду классическая экономическая работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). экономика показала несовместимость между оптимизацией экономического развития и максимизацией управленческих процедур.
Итак, либерализм является тем самым противоядием для отравленной пилюли чрезмерного рационального управления. Как инструмент корректировки действующей государственной политики он неизбежно должен критически оценивать все ее чрезмерные проявления и нещадно их искоренять. В этом Фуко видит долг современного интеллектуала и гражданина – осведомляться о деятельности государства, анализировать полученную информацию и указывать на недостатки. Корректировать и совершенствовать реальность. Это и есть основная задача современности, к которой должен стремиться каждый философ и любой интеллектуал:
Человек – мыслящее существо. Способ, каким он мыслит, связан с обществом, политикой, экономикой и историей. Моя роль (хотя это чрезмерно помпезный термин) состоит в том, чтобы показать людям, что они гораздо свободнее, нежели сами об этом думают; что они считают истинными и очевидными определенные темы, которые сами придумали в какой-то конкретный момент истории, и что такую мнимую очевидность можно критиковать и отменять. Кое-что изменить в сознании людей – вот в чем роль интеллектуала (2).
Именно это считал Фуко своим призванием.
Все мы – живые и мыслящие существа. И реагирую я именно на существующий разрыв между социальной историей и историей идей. Считается, будто историки обществ описывают, как люди действуют без мысли, а историки идей — как люди мыслят без действий. Но ведь все мыслят и действуют одновременно (3).
Одновременно историей действий, разума и систем мысли занимался Фуко — интеллектуальной историей. Но идеи и сюжеты, которые рисует нам интеллектуальная история человечества, всегда актуальны. Реалии сегодняшнего дня предлагают богатую пищу для размышлений современным интеллектуалам, мыслителям, читателям, обывателям… В следующей публикации мы подведем итоги темы биополитики Фуко и предложим собственное рассуждение о развитии этого концепта в современных декорациях.
Читайте предыдущие статьи из цикла
1. Зарождение биополитики Фуко
2. Что такое Просвещение? Мишель Фуко о роли великой Эпохи для развития биополитики
3. Рождение полиции и биополитики. Мишель Фуко о формировании современного государственного управления
4. Биополитика Фуко: от рождения до тотального контроля
5. Биополитика Фуко: итоги и послевкусие
Источники:
2. Истина, власть и самость. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 287-288.
3. Истина, власть и самость. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 293.
Автор: Ольга комшукова
Фото обложки: Мишель Фуко и Жан-Поль Сартр (Marc Simon/Apis/Sygma/Corbis)
Статья впервые была опубликована 3 декабря 2015 года в журнале «Моноклер». Перепечатка и использование статьи разрешены только с предварительного письменного согласия автора.
WOW ! The best !