Издержки изоляции: психоаналитические заметки о вирусе

Become a Patron!

Истерический дискурс вокруг коронавируса разделил общество на два лагеря — воспринимающих эпидемию как надвигающийся апокалипсис и тех, кто видит в этом плоды мирового заговора и идет с лозунгом «fuck the system». Однако кроме этих, пандемия обнажила и другие психологические проблемы обитателей XXI века. Психоаналитик Артем Баранов в своих заметках размышляет, как вирус дал волю тревоге современного человека, перетянув ее на себя, в каких условиях ближний становится настолько близким, что грозит нам уничтожением и почему жесткая изоляция на карантин мало чем отличается от изоляции повседневности, в которой функционируют люди и которая замкнута в кругу «дом-работа».

Заметка #1

Весьма интересно наблюдать за реакцией многих коллег, которые разделились на два лагеря. Вся ситуация с вирусом чистой воды идеология. И многие коллеги заняли позиции по разные ее стороны. Одни говорят «да-да, карантин обязателен и бла-бла», другие поддерживают конспирологические версии, чуть ли не выступая единым фронтом против предпринимаемых мер, с абсолютно панковскими лозунгами «fuck the system». Это особенно странно видеть со стороны психоаналитиков, потому что и та, и та позиция – сиречь истерический дискурс. На мой взгляд, позиция аналитика в таких ситуациях должна напоминать позицию в кабинете. Несмотря на то, что это публичная позиция и речь, ее исток должен корениться в закоулках объектной пустоты, канализируя тревогу, таким образом, в другие русла. 

Заметка #2

Собственно, о самой тревоге. Мы живем в эпоху панического и тревожного общества. Субъекты пускаются на бесконечные блуждания по лабиринтам страха в поисках мнимой безопасности. Тревога насыщает пространства, тревога дисперсна, никак невозможно уловить ее объект. Он как бы растворен в ней, мерцая подобно стае светлячков, и потому любое действие становится максимально сложным. Однако ситуация с вирусом решает эту проблему – теперь объект весьма понятен, и как будто явлен. Теперь ясно чего нужно тревожиться и страшиться, вытеснив и забыв все остальное. По сути здесь можно довольно четко увидеть разницу между тревогой и фобией, когда замещающее фобическое представление является связующим для всех остальных представлений в их цепочке. Собственно, вирус дал обществу этот шанс, на какое-то время побыть массово фобическими субъектами. Поэтому никакой это не психоз, как многие говорят. Это состояние сродни состоянию наркомана, которое выражается во фразе «сесть на измену» — фобический субъект так и существует. 

Заметка #3

Немного об изоляции. Много было обращений к трудам Фуко, в том числе к известному сочинению «Надзирать и наказывать». Однако, все-таки сейчас хоть и сохраняется логика изоляции — декорации сменились. Лепрозориями стали собственные квартиры, и все сильно озадачились вопросами, как выжить в условиях изоляции. Однако здесь неплохо бы задаться вопросом об изоляции в принципе. Начать с вопросов самому себе о том, не являлся ли я субъектом изоляции до того, как меня закрыли на карантин? Ведь возможность выходить на работу с утра, а вечером с нее возвращаться не означает, что человек живет вне изоляции. Изолирует сам факт помещения в определенную символическую матрицу и неспособность найти в ней хоть какой-то поворот, способный привнести в жизнь ветерок свободы. Поэтому жесткая изоляция на карантин мало чем отличается от изоляций повседневности, в которых функционируют люди. 

Заметка #4

Коронавирус покровитель влюбленных.

В любви всегда трое. Третий это тот, кто любовной встрече и дает состоятся, тот Другой, кто ее санкционирует. В условиях изоляции стал популярен анекдот про первую в России жертву вируса – зять после трех дней карантина убил свою тещу. Этот третий несет и другую функцию. Он решает вопросы, связанные с расставанием, а таким образом влюбленные страхуются от полного растворения в себе, застывания на собственных образах. Агентом этого третьего может быть кто угодно — работа, спортзал, рыбалка – в общем, любое отВлечение, работающее в логике отвращения. Вирус в условиях изоляции, как можно заметить, работает совершенно иначе, многие субъекты находятся в тревоге о совместном бытии с ближним другим. Поэтому раздающаяся критика о том, что изоляция разрушает социальные связи, так как ближний становится удаленным, работает не в ту сторону. Ближний становится настолько близким, что грозит уничтожением. 

У меня с женой это вечная проблема. Будучи субъектами с развитой влеченческой жизнью нам постоянно что-то мешает быть вдвоем. Театры, премьеры кинокартин, выставки, музеи и прочий культурных хлам)) отвлекает друг от друга. Поэтому перерыв в работе всех этих заведений настраивает на позитивный лад. Правда, конечно, есть книги, и они не в карантине…

Обложка: Рене Магритт «Естественные встречи», 1945 / Брюссель, музей Магритта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: