Мозг и визуальное искусство: как они взаимодействуют?

Мимолётные воспоминания, неожиданные образы и яркие эмоции: как наш мозг реагирует на визуальное искусство.

Приходилось ли вам встречать людей, которые убеждены, что искусство — не для них? Такие люди обычно уверены,  что они недостаточно глубоко понимают смысл некоторых картин, и думают, что «не искушены в искусстве»,  поэтому и нет особого смысла тратить на него время.

Однако исследование учёных из Торонтского университета показывает, что визуальное искусство оказывает на наш мозг необычное воздействие.

Мозг и искусство

Источник: flickr.com.

Об этом говорят итоги мета-анализа данных магнитно-резонансной томографии мозга человека. В результате картирования мозга методом МРТ во время просмотра испытуемыми картин учёные выяснили, что этот процесс вызывает активность в областях мозга, связанных с «видением, удовольствием, памятью, распознаванием и эмоциями, в дополнение к отделам, которые отвечают за осознанную обработку новой информации присваивание ей смысла». То есть, когда мы смотрим на листок бумаги с какими-то надписями или любой другой материальный объект, мы просто обрабатываем информацию и классифицируем увиденное («Это объявление, вот стул, а это гранёный стаканчик»), но во время просмотра работ художников или фотографов наши нейроны  разыгрывают целый спектакль, созданный из мимолётных воспоминаний, неожиданных образов и ярких эмоций.

Пытаемся мы их проанализировать или нет — это уже другой вопрос. Но сам факт того, что на произведение искусства реагируют области мозга, в работе которых, по большому счёту, в этой ситуации нет особой необходимости, открывает новый взгляд на нас и наши способности. Может быть, эта особенность с незапамятных времён, начиная с наскальных рисунков, была тем импульсом, который заставлял человека выражать себя в визуальном искусстве? А может быть, здесь кроются и другие тайны мироздания, например, для чего мы рождены? Кто знает. Но подумать есть о чём.

Источник: «Neural correlates of viewing paintings: evidence from a quantitative meta-analysis of functional magnetic resonance imaging data», NCBI.

Обложка: Pablo Picasso, Les Demoiselles d’Avignon, 1907.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Один комментарий

  1. Спорно, но интересно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: