«Так писал Тацит», или Как Римская империя научила нас, что роскошь опасна

Become a Patron!

Преподаватель философии в Оксфорде и автор Instagram-аккаунта Mini Philosophy Джонни Томпсон коротко рассказывает, как любовь людей к комфорту и легкой жизни на протяжении веков была орудием их завоевания — от Римской империи до времен Холодной войны, и размышляет, как наши отношения с Big Tech — большой пятеркой корпораций,в которую входят Amazon, Apple, Facebook, Google и Microsoft — работают по этому старому-доброму сценарию порабощения.

Римский писатель Тацит утверждал, что Римская империя порабощала завоеванных людей прекрасной жизнью, приучая их к роскоши. Сегодняшние технологии стали настолько повседневны и важны, что кажется невозможным от них избавиться. Это такая же клетка, как и роскошь. Зависимость от вещей дает им власть над нами. Нуждаться в чем-то, даже ради высшей цели, – значит ограничивать себя.

Пример: Филиппа решает уйти из соцсетей. Ее беспокоит привыкание и вообще фейсбук и инстаграм не приносят никакой пользы. Но как ей тогда общаться с тетей из Южной Африки? Что станет со всеми фотографиями? И как планировать праздник с друзьями?

Другой: Тревор хочет уехать из страны. Он не доверяет правительству, устал от людей и ненавидит плохую погоду. Зато здесь хорошее медицинское обслуживание. И ему очень нравится телевидение. И дороги неплохие.

Филиппа и Тревор – два примера того, как роскошь, технологии и легкость жизни могут заманить нас в клетку. Во многих отношениях это интересное явление насущно, но корнями восходит ко временам римского писателя Тацита и его идее, что блага цивилизации берут нас в рабство. Как получилось, что мы не заметили, что вещи, которые мы считали полезными для жизни, стали незаменимыми, неотделимыми от нас?

Скрытая опасность роскоши

Римская армия прославилась своей невероятной, невиданной до и после успешностью. В открытом бою их легион было невозможно победить. Но не только военный гений и острый меч построили Римскую империю. Легионы могли завоевать народ, но не покорить. Покорению способствовала любовь к роскоши и легкой жизни.

Тацит отмечал, что, к примеру, британцы были порабощены не цепями, а желанием пить хорошее вино и участвовать в изысканных пиршествах. Фактически, наместник Британии Агрикола сознательно стремился умиротворить это племенное общество воинов с помощью таких «восхитительных развлечений», как теплые ванны, тоги и образование.

«Наивные бритты называли эти вещи «цивилизацией», хотя на самом деле то была часть их порабощения»,  –  писал Тацит.

Комфорт и удобство превратили шумных раскрашенных воинов в благородных и безобидных мирных жителей. (Следует отметить, что Тацит мог преувеличивать. Британия никогда не была такой уступчивой к Риму, как Франция или Испания.)

Завоевание народа при помощи роскоши – тактика, используемая во все времена.

Столкнувшись с дефицитом торговли с Китаем, Британская империя наводнила свою страну дешевым опиумом, который завозила из Индии. Роскошный наркотик превратился в пристрастие, а британцы затем стали обменивать опиум на китайский фарфор, чай и шелк.

Холодная война также была выиграна благодаря роскоши. Когда дешевая американская продукция неизбежно попала в СССР, страна не справилась. Народ решил, что эти «роскошные» товары необходимы, поддавшись обаянию Америки, открыв свой рынок и место в жизни.

Но наиболее ярким примером являются сегодня наши отношения с Big Tech — большой пятеркой, в которые входят гиганты американских информационных технологий: Amazon, Apple, Facebook, Google и Microsoft. Медленно и верно эти компании подключают нашу жизнь к своим алгоритмам и платформам. Социальные сети созданы и откалиброваны так, чтобы вызывать привыкание. Сервисы, позволяющие экономить время или деньги, например, облачное хранилище, стали настолько универсальными, что возврат к тем временам, когда их не было, невозможен. Все чаще мы даже не знаем своих паролей – мы позволяем телефонам и приложениям генерировать и помнить их за нас.

Можно ли сойти с поезда?

Изначально новая технология является роскошью – до тех пор, пока она не станет настолько вездесущей, настолько важной, – что мы не сможем вернуться к состоянию ДО ее появления. Бывшее «желание» становится «потребностью».

Новелла Э.М. Форстера «Машина останавливается» представляет нам мир, в котором все аспекты жизни обеспечиваются «машиной». Есть кнопки «вызвать еду, музыку, одежду, горячую ванну, литературу и, конечно же, общение с друзьями». Насколько книга оказалась пророческой? Сегодня у нас программы по вызову такси, доставки еды, онлайн шоппинг и т.д. Наша семья и знакомые также подключены к машине.

Наряду с тем, что многие процессы теперь упрощаются, эти технологии нас ограничивают. Если верить Тациту, теперь мы порабощены вещами, которые когда-то считали роскошью. Задача философии – увидеть эти цепи без прикрас. И, исследуя свою жизнь, мы можем выбрать: носить их с удовольствием или начать долгий трудный путь избавления.

Статья впервые была опубликована на английском языке на портале BIG THINK под заголовком «Lessons from the Roman Empire about the danger of luxury» 9 апреля 2021 г. и переведена Марией Травниковой для журнала «Моноклер».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: