Как фантазии и мечты формируют нашу самоидентичность и чувство себя


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Определенные мечты и фантазии отражают, что важно для человека, что его беспокоит, о ком он волнуется и заботится, что любит и к чему стремится. От чего зависят наши заветные желания и как мечты влияют на нашу самоидентификацию и нашу реальность? Разбираемся вместе с Ив Блоуин-Худон, психологом и экспертом по творчеству и воображению в Университете Карлтона в Оттаве.

Представьте, что вы дома и режете лук для обеда. И вот у вас в голове всплывает воспоминание о том, как ваша мать учила вас резать лук в детстве. В этот момент вы начинаете думать о том, как однажды, если у вас будут дети, вы сможете передать им какой-то полезный опыт.

Большинство людей проводят большую часть своей повседневной жизни, попутно фантазируя — их внимание постоянно переключается от поставленной задачи здесь и сейчас к довольно абстрактным мыслям, образам и воспоминаниям, постоянно движущимся в сознании. Почему же грезы наяву так распространены?

Чем больше изучаешь фантазии, тем менее ясной представляется их роль. Начать можно с наблюдения, что большинство наших грез в той или иной форме вовлекают в свои сюжеты нас самих. В наших фантазиях, мимолетных или подробных, главные герои — это мы сами. Мы эгоцентричные создания (это утверждение бесспорно и вне всякого уничижительного смысла), и содержание наших мыслей отражает это. Нашему сознанию проще и интереснее использовать взаимосвязанные и уже знакомые ему элементы, включая убеждения, ценности, воспоминания и цели, для построения мыслительных цепочек в наших грезах, чем другие отвлеченные вещи. Таким образом, фантазии дают нашему мозгу возможность обрабатывать информацию, связанную с самим собой, чтобы обновить и дополнить историю нашей собственной жизни. И именно это делает их такими значимыми.

Так называемый сторителлинг, то есть навык рассказывания историй, глубоко укоренился в разных областях: в литературе, музыке, визуальных жанрах искусства и даже просто в разговорах лицом к лицу. Люди рассказывают истории о себе ежедневно. Эти рассказы, взаимосвязанные друг с другом, позволяют понять, кем они являются. В них встроена собственная повествовательная идентичность с четким соблюдением преемственности во времени. Людям необходимо связать то, кем они себя считают, с их постоянным повседневным опытом.


Читайте также Какова ваша история? Психологическая сила нарратива


В рамках докторского исследования психолог Ив Блоуин-Худон предположила, что фантазии с четкой и понятной историей, которые развиваются как повествование, связывают все элементы друг с другом и используются для обработки происходящего, придания всему общего смысла. В свою очередь, относительно спонтанные сюжеты, возникающие в фантазиях, могут помочь людям обновить свое представление о себе с помощью новой и актуальной информации. Исследовательница собрала большое количество мыслей, которые могут быть определены как фантазийные, и закодировала их в соответствии с важными особенностями: эмоциональная напряженность, специфичность, присутствие самого себя/присутствие других людей, временные рамки (прошлое/настоящее/будущее, краткосрочные/долгосрочные) и реалистичность (заведомо лишенные фантастических сюжетов).

Результаты опровергли авторскую гипотезу. Мечты и грезы, как было обнаружено, не образуют идеально обработанное повествование, ни как в романе, ни даже в маленьком рассказе, который можно было бы рассказать другу за обедом. Вместо этого фантазии, как кажется, вбирают в себя определенные элементы историй, в то же время комбинируя информацию довольно случайным образом. Чаще всего элементы были структурированы четырьмя способами: в зависимости от того, были ли они эмоциональными или реалистичными, имели ли они отношение к определенному событию или широко отражали цели, личность и жизнь человека.

Интересно, что только одна категория — мечты, которые были реалистичными и конкретными — были связаны с самооценкой, и ни одна из выявленных категорий не помогла людям обновить и дополнить восприятие себя. Это говорит о том, что наши фантазии могут не включать осознанный и вдумчивый анализ, который необходим для обработки сюжетов в них. Наши грезы могут больше походить на отражение реальности в ряби воды, чем в зеркале. Это нарушает ясность самооценки, привнося новые нарративы в ее осознание. Но для того, чтобы эти нарративы были интегрированы в четкие и стабильные оценки себя, может потребоваться более глубокий анализ, такой как обмен личными историями с другими людьми или ведение дневника.


Читайте также Терапия письмом: как повествование помогает нам справиться с болью


Определенные мечты отражают то, что важно для человека, что его беспокоит, что он любит и стремится делать. То есть они фактически состоят из всего того, что делает нас такими, какие мы есть. Когда эти элементы отражают реальную жизнь и развиваются как истории, мы обращаем на них внимание, смотрим и осознаем.

Психолог и преподаватель университета Ив Блоуин-Худон в статье пишет, что ей однажды привиделось, что она представляется своим новым студентам. Доска была невымытой, через окно светил дневной свет, а студенты по большей части молчали, поглощенные своими телефонами или ноутбуками. Она рассказывает:

«Я немного нервничала и смущалась, что не могу привлечь внимание всех в аудитории. Позже я поняла, что беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее первое впечатление».

Но такое смешение эмоций в этой фантазии не только показало преподавателю его взволнованность перед началом нового учебного года, но и укрепило его идентичность лидера и инструктора.

По материалам Daydreams Shape Your Sense of Self / Nautil.us
Обложка: Пабло Пикассо, «Голова читающей женщины» (1953 г.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: