Как фантазии и мечты формируют нашу самоидентичность и чувство себя



Определенные мечты и фантазии отражают, что важно для человека, что его беспокоит, о ком он волнуется и заботится, что любит и к чему стремится. От чего зависят наши заветные желания и как мечты влияют на нашу самоидентификацию и нашу реальность? Разбираемся вместе с Ив Блоуин-Худон, психологом и экспертом по творчеству и воображению в Университете Карлтона в Оттаве.

Представьте, что вы дома и режете лук для обеда. И вот у вас в голове всплывает воспоминание о том, как ваша мать учила вас резать лук в детстве. В этот момент вы начинаете думать о том, как однажды, если у вас будут дети, вы сможете передать им какой-то полезный опыт.

Большинство людей проводят большую часть своей повседневной жизни, попутно фантазируя — их внимание постоянно переключается от поставленной задачи здесь и сейчас к довольно абстрактным мыслям, образам и воспоминаниям, постоянно движущимся в сознании. Почему же грезы наяву так распространены?

Чем больше изучаешь фантазии, тем менее ясной представляется их роль. Начать можно с наблюдения, что большинство наших грез в той или иной форме вовлекают в свои сюжеты нас самих. В наших фантазиях, мимолетных или подробных, главные герои — это мы сами. Мы эгоцентричные создания (это утверждение бесспорно и вне всякого уничижительного смысла), и содержание наших мыслей отражает это. Нашему сознанию проще и интереснее использовать взаимосвязанные и уже знакомые ему элементы, включая убеждения, ценности, воспоминания и цели, для построения мыслительных цепочек в наших грезах, чем другие отвлеченные вещи. Таким образом, фантазии дают нашему мозгу возможность обрабатывать информацию, связанную с самим собой, чтобы обновить и дополнить историю нашей собственной жизни. И именно это делает их такими значимыми.

Так называемый сторителлинг, то есть навык рассказывания историй, глубоко укоренился в разных областях: в литературе, музыке, визуальных жанрах искусства и даже просто в разговорах лицом к лицу. Люди рассказывают истории о себе ежедневно. Эти рассказы, взаимосвязанные друг с другом, позволяют понять, кем они являются. В них встроена собственная повествовательная идентичность с четким соблюдением преемственности во времени. Людям необходимо связать то, кем они себя считают, с их постоянным повседневным опытом.


Читайте также Какова ваша история? Психологическая сила нарратива


В рамках докторского исследования психолог Ив Блоуин-Худон предположила, что фантазии с четкой и понятной историей, которые развиваются как повествование, связывают все элементы друг с другом и используются для обработки происходящего, придания всему общего смысла. В свою очередь, относительно спонтанные сюжеты, возникающие в фантазиях, могут помочь людям обновить свое представление о себе с помощью новой и актуальной информации. Исследовательница собрала большое количество мыслей, которые могут быть определены как фантазийные, и закодировала их в соответствии с важными особенностями: эмоциональная напряженность, специфичность, присутствие самого себя/присутствие других людей, временные рамки (прошлое/настоящее/будущее, краткосрочные/долгосрочные) и реалистичность (заведомо лишенные фантастических сюжетов).

Результаты опровергли авторскую гипотезу. Мечты и грезы, как было обнаружено, не образуют идеально обработанное повествование, ни как в романе, ни даже в маленьком рассказе, который можно было бы рассказать другу за обедом. Вместо этого фантазии, как кажется, вбирают в себя определенные элементы историй, в то же время комбинируя информацию довольно случайным образом. Чаще всего элементы были структурированы четырьмя способами: в зависимости от того, были ли они эмоциональными или реалистичными, имели ли они отношение к определенному событию или широко отражали цели, личность и жизнь человека.

Интересно, что только одна категория — мечты, которые были реалистичными и конкретными — были связаны с самооценкой, и ни одна из выявленных категорий не помогла людям обновить и дополнить восприятие себя. Это говорит о том, что наши фантазии могут не включать осознанный и вдумчивый анализ, который необходим для обработки сюжетов в них. Наши грезы могут больше походить на отражение реальности в ряби воды, чем в зеркале. Это нарушает ясность самооценки, привнося новые нарративы в ее осознание. Но для того, чтобы эти нарративы были интегрированы в четкие и стабильные оценки себя, может потребоваться более глубокий анализ, такой как обмен личными историями с другими людьми или ведение дневника.


Читайте также Терапия письмом: как повествование помогает нам справиться с болью


Определенные мечты отражают то, что важно для человека, что его беспокоит, что он любит и стремится делать. То есть они фактически состоят из всего того, что делает нас такими, какие мы есть. Когда эти элементы отражают реальную жизнь и развиваются как истории, мы обращаем на них внимание, смотрим и осознаем.

Психолог и преподаватель университета Ив Блоуин-Худон в статье пишет, что ей однажды привиделось, что она представляется своим новым студентам. Доска была невымытой, через окно светил дневной свет, а студенты по большей части молчали, поглощенные своими телефонами или ноутбуками. Она рассказывает:

«Я немного нервничала и смущалась, что не могу привлечь внимание всех в аудитории. Позже я поняла, что беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее первое впечатление».

Но такое смешение эмоций в этой фантазии не только показало преподавателю его взволнованность перед началом нового учебного года, но и укрепило его идентичность лидера и инструктора.

По материалам Daydreams Shape Your Sense of Self / Nautil.us
Обложка: Пабло Пикассо, «Голова читающей женщины» (1953 г.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: