«Где страх делает выбор за меня?»: интервью с Джеймсом Холлисом


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


По мнению доктора философии, известного юнгианского аналитика, автора книги «Душевные омуты» Джеймса Холлиса, зачастую первую половину жизни человека можно описать как жизнь по шаблону — этап, в котором мы живем в соответствии с усвоенными в детстве установками, правилами и нормами. Жизнь проходит на автопилоте, обслуживая устаревшие стимулы, чужие сценарии. Вторая половина нашего путешествия — это не хронологический момент, а психологический этап осознания, который происходит после какой-то критической черты (развод, потеря работы, депрессия, беспокойство), за которой уже невозможно так, как прежде. Насколько это меняет нас? Как опознать «болотистые зоны», в которых мы застряли, чтобы найти в себе силы переступить через страх и вырваться на свободу, перейти от ориентации на других к ориентации на собственную душу и ее желания? Что значит «делать выбор в сторону расширения»? Ищем ответы в интервью аналитика, перевод которого подготовила Снежана Вайн.

На протяжении всей жизни нам не избежать изменений. Вторая половина пути — это когда мы действительно становимся взрослыми и несем ответственность за то, как все происходит.

Что привело вас к написанию книги о мудрости второй половины жизни? Разве люди не обладают достаточной мудростью, чтобы жить свою жизнь?

Первую половину жизни можно описать как жизнь, где мы служим кому-то, либо выполняем инструкции, следуем примерам и нравоучениям, которые получаем от семьи и культуры, где проходило наше формирование как личностей. Таким образом, многие послания среды, из которой мы вышли, усваиваются и становятся бессознательными, рефлексивными уступками или беспрекословными соблюдением требований. Поэтому многие из нас живут как будто временную жизнь, обслуживая сценарии не свои, а других людей, следуя тому, что сформировало нас во время наших предварительных выводов о себе и мире. У нас много информации, даже знаний, но мало мудрости о силе этих воздействий. И то, чего мы не знаем, на самом деле будет проявляться внезапно в нашей жизни и однажды даст нам пощечину.

Где та черта, за которой начинается вторая половина жизни: как узнать, кто уже стал на этот путь?

«Вторая половина» нашего путешествия – это не какой-нибудь хронологический момент, а психологический этап осознания. Обычно человек не замечает, не осознает важность посланий-намеков сознания, пока он не будет ошеломлен размышлениями над ними. Для некоторых это происходит во время развода, для кого-то чертой становится необъяснимая потеря энергии при выполнении обычных жизненных задач, иногда в беспокойстве, в котором хочется «по-волчьи выть», иногда наступает депрессия, связанная с потерей работы, или детей, или своей какой-то роли в жизни. Если человек не задает себе вопросы «Кто я?» — кто я вне моих биографических ролей? Что такое хорошо или плохо для меня? — то он продолжает жить по-старому. Без этих вопросов к себе, что бы этот человек ни делал или как бы он ни жил, скорее всего, его жизнь проходит на автопилоте, обслуживая устаревшие стимулы / требования, (не живет, а реагирует).

Что значит осознанная жизнь? Что важно изучить и почему?

Еще Сократ много лет тому назад определил, что осознанная жизнь предполагает изучение истинных причин поведения, а также закономерностей и последствий совершенных поступков в жизни. Если я этого не делаю, то, скорее всего, я живу очень неосознанно и машинально (реагирую на автомате, изученными моделями поведения). Поэтому я могу жить чужой жизнью, увлекаться чьими-то приоритетами, или убегать от них. В любом случае, я живу неадекватно (не в соответствии со своим зовом души) и психика будет реагировать на это, усиливая патологию.

Что изменяется во второй половине нашей жизни? Как Вы определяете «взросление»?

Во «второй половине» приходит осознание, что я — тот единственный, кто заинтересован в этой долгой мыльной опере, которую я называю своей жизнью, и поэтому могу нести определенную ответственность за то, как она проходит. До тех пор, пока упорно обвиняю других в своих неудачах, я продолжаю оставаться зависимым, избегающим и пассивным игроком моего путешествия.

Из Вашего собственного опыта и опыта клиентов, что нужно, чтобы почувствовать себя «взрослым»?

Как мы все знаем, есть много людей в возрасте, влиятельных на своих местах и продолжающих руководствоваться во внутренней жизни своими неуправляемыми инфантильными страхами, защитами, компенсациями и избеганием. Взросление означает полную ответственность: «Я один отвечаю за выбор своего пути и за то, как моя жизнь разворачивается.» Я должен строго спросить у себя: «Откуда во мне этот выбор? Какую закономерность я вижу в своих поступках? Где страх делает выбор за меня?» Взрослеть означает наделять себя личными полномочиями и становится авторитетом самому себе, при этом важно наличие мужества жить в этом последовательно.

По Вашим наблюдениям, в каких вопросах большинство взрослых зашли в тупик?

Я люблю говорить о психологических дилеммах «это не то, о чем идет речь». Почему мы застреваем? Нам обычно нетрудно опознать наши «болотистые зоны» (душевные омуты) в нашей жизни. Как правило, мы сами виноваты в отсутствии достаточной силы воли, чтобы вырваться из тупика. Но если у нас присутствует воля, тогда в чем проблема? Моя идея «застревания» — это действительно другое. Она предполагает честный ответ на вопрос: какая глубочайшая тревога или угроза возникла бы, если мы не застряли бы в этом тупике? Если мы когда-нибудь выйдем из замкнутого круга, мы должны будем выяснить, какую устаревшую тревогу нам придется преодолеть, чтобы двигаться вперед. Например, глубоко скрытая тревога может лежать за боязнью одиночества, покинутости или страхом перед реальным актуальным конфликтом с другими. Либо мы намеренно сделаем усилие и решительно что-то предпримем, либо все останется по-прежнему.

Каким был взгляд Юнга на старение?

Много десятилетий назад Юнг определил два основных этапа в жизни человека. Первый этап связан с развитием нашего Эго: чему мне нужно обучиться, чтобы вступить во внешний мир и взаимодействовать в нем через отношения, работу, ответственность. Но есть еще этап, когда очень важна встреча с самим собой. И на этом этапе задаются вопросы «Какова моя жизнь? Что мне нужно сделать, чтобы жить в соответствии с собственной душой?».

В первой половине жизни мы должны спросить себя: «Что мир хочет от меня и как мне удовлетворить это требование?» Во второй половине жизни у нас возникает другой вопрос: «Что душа просит от меня?» («Душа», разумеется, является метафорой того, что является действительно нашим собственным и отличается от требований адаптации под стандарты внешнего мира).

Опираясь на Юнга, Вы считаете, что мы редко решаем проблемы, но можем их перерасти; как это сделать?

Наивно думать, что мы оставляем нашу прошлую историю с ее первоначальными побуждениями позади себя. Прошлые паттерны никогда не уходят. Когда-то они доминировали в сознании Эго, и это направляло нас делать тот или иной выбор. Позже они становятся вредными советчиками в пути. Мы должны определить, кто эти устаревшие советчики и спросить себя, каковы мои отношения с собственной душой, что она бы посоветовала. Через такое взаимодействие Эго должно сделать свой самый смелый выбор.

Что вы подразумеваете, когда предлагаете делать выбор в сторону «расширения»?

Во многих ситуациях жизни мы все должны решить этот простой и в то же время сложный вопрос: данный выбор расширяет мой путь (делает большим) или ведет его к сужению (уменьшает)? Мы почти всегда быстро находим ответ. Тогда следует делать выбор в сторону того, что расширяет меня и мою жизнь, каким бы пугающим ни был выбор. Иначе мы будем продолжать вести поверхностный образ жизни, быть беженцами.

Если бы Вы смогли дать единственный совет стареющим людям, что бы это было?

Я бы сказал им то, что обычно говорю себе: какие бы желания ни вырастали внутри вас — любопытство, талант, интерес — это жизнь, ищущая своего выражения через вас. Наше привычное стремление к комфорту, даже к счастью, может оказаться препятствием. Мы здесь очень короткое время. Давайте сделаем нашу жизнь светлой и содержательной настолько, насколько сможем. Время перестать бояться и время, чтобы показать себя.

Напоследок что бы Вы хотели сказать молодым людям, чтобы они могли проходить середину жизни более плавно?

Меня часто спрашивают понимающие родители, как они могут избавить своих детей от душевных страданий и бремени поколений. Они не могут. Мы все должны пройти через гигантские ошибки первой половины жизни, упасть лицом вниз, а затем встать и начать изменять жизнь в свете того, чему нам нужно научиться для себя. Мы все должны найти внутренний источник жизненного руководства, которому мы сможем довериться потому, что он всегда знает, что для нас правильно. Далее жить в мире с великим мужеством и глубокой преданностью себе. В молодости мы этого еще не можем, но именно к этому должны стремиться.

Статья впервые была опубликована под заголовком «Living an Examined Life» на портале «Psychology Today» 15 февраля 2018 года.


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: