Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Чем ценности человечества в целом и его отдельных представителей в XXI веке качественно отличаются от ценностей людей, которые жили 200 или 2000 лет назад? Как в нас уживаются архаическое, модернистское и постмодернистское сознания и к каким проблемам ведёт подобное смешение? Какую роль в этих процессах играет Интернет? Обо всём этом в рамках лекции «Интернет, постмодернизм, сетевой человек» рассказывает Иосиф Дзялошинский.
Мы живём в очень странное время: цифровая жизнь становится важнее реальной, люди перестают интересоваться тем, что происходит за пределами их дома и компьютера, человечество стоит на пороге экологической катастрофы, но предпочитает не думать об этом и т.д. Тем, что наше время уникально, едва ли кого-то удивишь. Но в чем заключается его исключительность? Насколько сложности, социальные конфликты и глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на стыке XX и XXI веков, отличаются от проблем и конфликтов предшествующих поколений?
В основе традиционной концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа, которые условно можно обозначить как: 1) архаическое общество; 2) индустриальное общество (эпоха модерна); 3) постиндустриальное общество (эпоха постмодерна). Однако, по мнению профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Иосифа Дзялошинского, XXI век интересен тем, что в нём рухнуло былое строгое распределение, и у каждого из нас в голове стали бытовать эти три образа жизни. То есть произошло смешение черт всех трёх типов общества и небывалое ранее столкновение разных сознаний и разных социальных групп, которые тысячелетиями жили в своём замкнутом мире, в своей культуре и системе ценностей: людей с архаическим сознанием, домедийным и медийным. Мы все стали взаимопроницаемы — и это привело к ещё большим проблемам и конфликтам, потому что у каждого сознания есть свои представления об этике, образе жизни и способе существования.
Так, опираясь на принцип бинаризма, традиционная этика полагает, что на любой вопрос существует только один правильный ответ — архаическое общество очень конкретно категоризирует, «что такое хорошо и что такое плохо». Новое время выстраивает личность человека вокруг сильного и незавивисимого «Я» — центра, который придавал субъекту целостность и иерархию, который подчинял и контролировал весь набор ролей. ХХ век положил конец традиционной этике: произошло разочарование в разуме и освобождение от жестких этических стандартов, а человеческая личность потеряла центр, она рассыпалась на множество «маленьких я», которые находятся друг с другом в сложных и противоречивых отношениях. Именно этот момент личность, по мнению учёного, стала существовать лишь как формальная точка пересечения разных сознаний, набора социальных ролей и функций. Интернет и соцсети стали инструментом, который позволил нам играть несколько ролей одновременно, свободно переключаясь между ними одним лишь щелчком мыши — каждый из нас в данный момент может быть другим: менять ник, аватарку, взгляды. В этом смысле Интернет явился не просто подпиткой для той раздробленности, которую представляет собой современная личность, — он оказался её отражением.
Об этом и о других проблемах встречи архаичного, модернистского и постмодернистского сознаний в медийный XXI век Иосиф Дзялошинский рассказал в рамках лекции «Интернет, постмодернизм, сетевой человек — что с нашими ценностями?», которая прошла недавно в рамках «Лектория Вышки» в Парке Горького. Очень рекомендуем.
О спикере
Иосиф Дзялошинский — доктор филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Медиакоммуникации» департамента медиа НИУ ВШЭ.
Смотрите также
— Культурная память в цифровую эпоху: Виталий Куренной о парадоксах новой медиасреды
— «Новые открытия. Человечество и его будущее»: публичная лекция Вячеслава Иванова
— «Кто мы с точки зрения духовного истока?»: лекция Паолы Волковой
Источник видео: Высшая школа экономики/Youtube.
Обложка: © Wikipedia.