Мишель Фуко и уроки Просвещения

Сегодня мы анализируем работу Фуко «Что такое Просвещение», в которой он обращается к идеям Канта и объясняет, почему мы до сих пор живем в эпохе Просвещения, как научиться пользоваться своим разумом и что мешает нам построить гражданское общество.

Работа Мишеля Фуко является ответом на статью Иммануила  Канта «Что такое просвещение?», опубликованную в 1784 году в журнале «Berlinishe Monatschrift». Фуко намеренно возвращает нас к истокам данной проблемы, чтобы не только раскрыть смысл современной эпохи, но и обозначить до сих пор не разрешенную проблему Просвещения, взглянув на нее под другим углом.

Кант "Что такое просвещение"

 

© Wikimedia Commons

Чтобы освежить наш взгляд на Просвещение, замыленный штампами, Фуко предлагает следующий мысленный эксперимент:

«Вообразим, что «Berlinishe Monatschrift» существует и в наши дни, и пусть бы она задала своим читателям вопрос: что такое современная философия? Возможно, наш ответ звучал бы как эхо: «Современная философия – та, что пытается ответить на вопрос, так неосторожно заданный два века тому назад– «Что такое Просвещение?».(1)

Попробуем найти ответ в статье И. Канта.

По мнению Канта, Просвещение — это граница, которую нужно преодолеть, чтобы все человечество вышло из детского состояния, в котором оно подчиняется воле Другого.

«Несовершеннолетие — это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». (2)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Экзистенциализм и проблема другого: Сартр и Левинас

Мишель Фуко о роли великой Эпохи Просвещения для развития биополитики


Как мы знаем, в эпоху Просвещения французские философы пересмотрели все знания, доступные человечеству. В итоге появилась «Энциклопедия», куда все эти знания вошли в алфавитном порядке (Дидро). Приобретая «Энциклопедию», которая уже в XVIII веке была доступна всем образованным людям, человек приобщается к тому, что называется «пайдея», опыту человечества. Читающий возделывает в себе человека культурного, просвещенного, и это касается не только знаний, но и вкуса, который, благодаря иллюстрациям к статьям, также прививается по мере изучения «Энциклопедии». Но встает вопрос, неужели достаточно иметь «Энциклопедию», для того чтобы стать человеком?

Вот как Жан Поль Сартр обыгрывает подобный произвольный, алфавитный метод приобщения к культуре в своём знаменитом романе «Тошнота»:

«И вдруг мне на память приходят фамилии авторов тех книг, которые он брал в последнее время: Ламбер, Ланглуа, Ларбалетрие, Латекс, Латернь. Меня вдруг осенило – я разгадал метод Самоучки: он осваивает знания в алфавитном порядке… Сегодня он добрался до «Л». «К» после «И». «Л» после «К». … И близится день, когда, закрыв последний том, взятый с последней полки слева, он скажет: «Что же теперь?»»(3).

Но что делать с полученными знаниями? Учат ли они пользоваться своим умом без руководства со стороны другого?

Однако философы Просвещения занимались не только накоплением знаний, доступных человечеству. Они боролись с предрассудками, корни которых, по их мнению, уходили к истокам христианства. Их борьба была направлена против внешнего врага — церкви.

Однако у Канта свой взгляд на проблему Просвещения, которое он воспринимает как способ выхода из состояния «несовершеннолетия». Он выделяет три признака, по которым мы можем определить, в каком состоянии мы находимся, преодолели ли мы детство или нет.

  1. Если книга заменяет нам способность суждения.
  2. Если духовный наставник заменяет нам совесть.
  3. Если врач определяет за нас наш режим»(1).

Просвещение является одновременно процессом и целью для любого человека, а значит, это, прежде всего, личное дело каждого, которое имеет значение для всего общества.

Человек сам несет ответственность за состояние, в котором оказался, и это важно понимать, ведь пафос французской философии того времени имел противоположный характер. Философы Просвещения и их последователи искали виновных вовне, общего врага, борьба с которым объединит все человечество. Однако, как мы видим сегодня, вся борьба с предрассудками того времени на деле оказалась бессмысленной, так как само человечество осталось в детском состоянии.

Что же мешает человечеству повзрослеть?

Ответ – трусость. Взросление требует мужества от каждого человека. Мы знаем, что одни предрассудки сменят другие, поэтому нужно бороться не с определенными предрассудками, а с установкой, которая способствует возникновению предрассудка. Вот отрывок из обращения кенигсбергского философа:

«Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы».(2)

Нам кажется, что с тех пор многое изменилось, однако, несмотря на все исторические события (французская революция, демократизация, глобализация, победа над фашизмом и т. д.) все три симптома налицо.

Книга, которая заменяет нам способность суждения, — это учебник или свод законов, который мы приняли на веру еще в школе.

Духовный наставник, который заменяет нам совесть — это начальник, которому мы подчиняемся, перекладывая на него ответственность за свои действия.

А врач, определяющий наш режим — это общественные ценности и обычаи.

Со времен И. Канта принято считать, что человек является субъектом исторического процесса, он вершитель истории, что дает ему полную свободу. Однако сама история показала нам всю трагичность такой установки. Уже в середине XX века, Т. Адорно и М. Хоркхаймер напишут «Диалектику Просвещения», где постулируют крах Просвещения. Свобода позволяет достигнуть цели исторического процесса, которая может быть поставлена только объединенным человечеством.

Кант провозгласил девиз Просвещения: «Умей пользоваться своим умом без руководства кого-либо другого», который лег в основание мышления современной эпохи, но научились ли мы самостоятельно пользоваться умом?

Эксперименты социолога Филиппа Зимбардо заставляют усомниться в этом. Его «Стэнфордский тюремный эксперимент», в ходе которого студентам пришлось разыгрывать условия тюремного заключения, исполняя роли смотрителей и заключенных, показал всему миру, что в определенных условиях человек взваливает ответственность за свои действия на других людей. В ходе эксперимента студенты заигрались настолько, что применяли физическое и моральное насилие по отношению друг к другу, не задумываясь о личной ответственности, перекладывая ее на сложившиеся условия и организаторов эксперимента.

Просвещение можно рассматривать одновременно «как процесс, в котором люди действуют коллективно, и как акт мужества, который следует осуществлять лично».

При этом совместные действия напрямую зависят от решения, принятого каждым. Именно поэтому Фуко формулирует философский этос, или руководство к действию для каждого человека, которому необходимо следовать для преодоления детского состояния.

Этос, согласно Фуко, — это особая установка сознания, способ относиться ко всему происходящему, свободный выбор, который осуществляется человеком. Этос — это способ мыслить, чувствовать и действовать, осознавая свою ответственность, согласно тем принципам, которые мы принимаем за истинные, которые мы вырабатываем, благодаря своему собственному разуму, а не принимаем на веру. Такая установка требует мужества, потому что, провозглашая что-либо сегодня, необходимо действовать, а не оставаться в стороне, а значит, отвечать перед собой и другими за деятельность своего разума.

«Анализ же Просвещения … ставит современность в зависимость от отношения к движению в целом и его фундаментальным проявлениям. Но в то же время он показывает, как в данный момент каждый некоторым образом несет ответственность за процесс в целом»(1).

Сегодня отказ мыслить означает намеренно совершать зло — грех перед лицом истории. Необходимо принять вызов современности и, следуя новому этосу, построить нового себя, а вместе с тем и новое гражданское общество.

Способность сознательно, рационально ставить перед собой цель и постепенно ее осуществлять делает человека самостоятельным субъектом исторического процесса – это проявляется не только на социальном уровне, но и в жизни каждого человека, в каждом его поступке.

Вопрос о том, что такое Просвещение, по сей день является актуальным. Этот вопрос напрямую связан с проблемой соотношения свободы и ответственности каждого гражданина.

Эхо, которое слышит современная философия, это ее собственное вопрошание о сущности современной эпохи, о ее истоках и целях, воплощение которых возможно, только если мы усвоим уроки Просвещения.

Источники

  1. Фуко, М. Что такое Просвещение (Вестник Московского университета – Сер. 9. Филология. № 2. — М., 1999. — С. 132-149)
  2. Кант, И. «Что такое Просвещение»
  3. Сартр, Ж.П. «Тошнота»

Обложка: School of life/ Youtube.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

  • Karjalan poika

    В тексте есть ошибки грамматические, как так-то…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: