Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Страх чужого мнения, вероятно, испытывал каждый в своей жизни хотя бы раз. В последние годы в англоязычных источниках это понятие превратилось в аббревиатуру FOPO (“Fear of other people opinion”). Возможно, актуализация понятия связана с тем, что наша жизнь в соцсетях оказывается благодатной почвой для развития такого страха. Разбираемся с обозревателем WellBeing Джорджией Нельсон, как наша потребность в принадлежности и одобрении превращается в онлайне в бесконечный цикл социального сравнения с нереалистичными стандартами, какие формы сегодня принимает FOPO, что такое “Snapchat-дисморфия” и как поколение Z, используя TikTok, ищет средства от перфекционизма, привитого предшественниками.
Онлайн предлагает нам альтернативную реальность, где мы можем поделиться лучшей версией себя: выложить отфильтрованные до неузнаваемости селфи, вдохновляющие снимки из путешествий, мотивационные цитаты, фото, казалось бы, отвечающие критерию “здесь-и-сейчас”, которые предлагают познакомиться с тщательно продуманной частью нашей жизни. Мы стали специалистами по “личному бренду”, рассматривая себя как часть рынка, где товар стоит ровно столько, на сколько он привлекательно выглядит. Но для чего?
В первую очередь, нами движет страх осуждения другими и врожденная потребность в принадлежности к группе, социуму. И это не новое явление для человека, считает специалист по комплексной терапии и директор центра Little Window Psychology Тании Сиау.
“Нейробиологически мы настроены на поиск ощущения принадлежности и социального одобрения. С точки зрения эволюции, наш хитрый и очень древний мозг ищет признания в социальной группе, ровно так же, как он управляет нами для поиска пищи, воды и крова, — это связано с необходимостью обеспечить безопасное место в племени, все ради выживания. Эволюция просто была бы невозможна, будь мы одинокими”.
Откройте социальные сети: новый мир, в котором личный бренд и имидж, — все. Приложения по типу Facetune дают пользователю возможность разобрать и отредактировать каждую фотографию: от общего освещения до текстуры кожи, контуров тела, размера носа, — список можно продолжать. Женщины сталкивались с искаженными стандартами красоты и недостижимого идеала на протяжении десятилетий, еще до эры глянцевых журналов, когда модели с тонкой талией и гладкой кожей украшали обложки, а знаменитости, которые осмеливались набрать хотя бы несколько лишних килограммов, были поруганы таблоидами. Но сегодня мы в мире, где даже наши друзья и сверстники выглядят как слишком идеальные фасады. Это явление — смесь работы знаменитостей, фильтров, инфлюенсеров, — и не стоит недооценивать его влияние на самооценку. Эксперты считают, что нереалистичные стандарты красоты, культивируемые в социальных сетях, одна из причин бума пластических операций. Согласно отчету Международного общества эстетической пластической хирургии за 2019 год, в мире было выполнено 11,36 миллиона операций и 10,89 миллиона процедур с инъекциями.
Термин “Snapchat-дисморфия” (прим. дисморфия — расстройство, которое проявляется в чрезмерной самокритичности к своей внешности/телу) в настоящее время используется для описания миллионов людей по всему миру, которые прибегают к эстетической хирурги, чтобы улучшить или “отфильтровать” своё лицо в реальной жизни. И это касается не только отдельно взятых людей; восприятие красоты обществом также сильно изменилось за последние годы. В середине 2020 года, примерно в одно время с объявлением локдауна, на платформе TikTok появился челлендж — #MainCharacterChallenge. Челлендж предлагал “романтизировать свою жизнь”, отобразив кинематографические моменты жизни в 30-секундном видео под подходящий саундтрек: поцелуй под дождем, танцы при лунном свете, путешествие по Лазурному берегу с друзьями, пробежка по закатному пляжу. На момент написания статьи у #MainCharacterChallenge было 5,4 миллиарда просмотров на TikTok.
Давайте посмотрим правде в глаза — приятно на какое-то время уйти от реальности, и мы все хотим быть главными героями, хотя бы иногда. Но мы не можем изобразить идеального персонажа и показывать только тщательно выверенную жизнь, здесь и возникают проблемы. Эта фасадная нарядная часть опасна для нашей психики, потому что “в оффлайне такое поведение невозможно; в реальной жизни у нас нет возможности обрезать или удалить неприятные части себя или своей жизни”. Но мы все же пытаемся это сделать. Мы настолько одержимы потребностью признания, так хотим нравиться другим, что слишком озабочены совершенством. Признание из социальных сетей при переводе в реальную жизнь теряется, и мы погружаемся в отравляющую кроличью нору стандартов, которые невозможно достичь в оффлайне.
Социальные сети предлагают нам другую реальность, в которой нам доступна возможность отфильтровать, проконтролировать и изменить любой аспект жизни. Это порождает бесконечный цикл социального сравнения с нереалистичными стандартами, считает Сиау, цикл, “который бессознательно и спонтанно возникает всякий раз, когда мы просматриваем новости о событиях в жизни других людей. Этот цикл запускается вместе с эмоциональной нестабильностью, повышенной социальной тревожностью, чувством одиночества, низкой самооценкой и неудовлетворенностью собственным телом”. Это напоминает принцип домино. Мы смотрим на идеальные картинки и получаем некоторое представление об идеальной жизни, начинаем усердно работать над тем, чтобы создать свою фасадную картинку, а потом наши подписчики ощущают давление и желание соответствовать увиденному стандарту, потому они тоже включаются в гонку, и так до бесконечности.
Всякий раз в социальный сетях мы попадаем в ловушку FOPO (страха чужого мнения), и она распространяет своё влияние дальше.
Читайте также «Или жить, или рассказывать»: почему мы предпочитаем казаться, а не быть
Поговорим о троллях
Что происходит, когда люди, высказывая своё мнение, заставляют нас чувствовать себя плохо? По словам Сиау, мы создаем систему избегания подобного опыта.
“Наш мозг реагирует на отторжение так же, как и на физическую боль. Это приводит к тому, что мы учимся избегать этой боли и используем социальные сети, чтобы ощутить лжесвязь с другими людьми и принятие, вместо того чтобы удовлетворить эту потребность в реальной жизни”.
Страх чужого мнения, рожденный из “хейта”, заставляет нас с остервенением искать социальной поддержки на платформе, которая привнесла это самое ощущение незащищенности. Отметка “Like” подтверждает нашу встроенность. Согласно исследованиям, когда нам приходит уведомление об очередном “Like”, внутри происходит точно такой же выброс дофамина, как и при употреблении наркотиков. Стоит нам получить подтверждение — лайк, реакцию на историю, комментарий или личное сообщение, — мы еще сильнее бросаемся поддерживать фасад и проживаем жизнь через призму наших смартфонов. Этот замкнутый круг может стать зависимостью, наша одержимость похвалой в онлайне может привести к полной оторванности от общения в реальной жизни. Учитывая этот факт, не удивительно, почему некоторым людям так неприятно, когда их критикуют или троллят люди, с которыми они даже не знакомы.
Даже идеально выверенная жизнь, изображенная в соцсетях, не освобождает нас от столкновения с хейтерами. Мы зависимы от желания нравиться и вписываться, но именно на этом поле прекрасно себя ощущают тролли и клавиатурные воины. Психологи обнаружили, что интернет-тролли процветают там, где есть типичные способы социального вознаграждения, их прельщает возможность посеять социальных хаос и нести разрушение. Как и издевательства и атаки в реальной жизни, троллинг в соцсетях вызывает в нас реакцию “бей или беги”. В онлайне вы тоже можете безмолвно расстроиться или занять оборону, перейдя в раздел “комментарии”. Более того, после атаки вы можете начать придираться к своим и чужим постам сильнее. И снова вы попадаете в порочный круг, пытаясь улучшить свои фасадные посты.
Как же справиться с негативом, особенно если он исходит от анонима? У Сиау есть несколько практических советов для работы с этим страхом:
- Отложите телефон, сделайте несколько глубоких вздохов, чтобы успокоиться и передать мозгу сигнал о том, что вам ничего не угрожает.
- Работайте над саморефлексией и самосознанием. Чем больше вы понимаете себя, тем увереннее вы будете себя чувствовать и тем меньше на вас будет влиять чужое мнение.
- Практикуйте сострадание, чтобы выработать здоровое отношение к себе. Это поможет принять наши переживания, а не отворачиваться от них. Когда мы внутренне ощущаем себя спокойно, нам проще справляться с критикой со стороны других людей.
- Осознайте свои основные ценности: что важно для вас? Каким человеком вы стремитесь быть? Какие личностные качества вы хотите воплотить в себе? Как вы хотите ощущать себя? И как бы вам хотелось, чтобы другие себя чувствовали? Чем вы продолжали заниматься, даже когда это было не очень для вас комфортно, но соответствовало вашим ценностям?
Если вы знаете свои ценности, значит вы знаете, кто вы есть, этот фундамент дает внутреннюю уверенность и безопасность. Не заменяйте живое общение общением в соцсетях — проводите больше времени оффлайн с людьми, которые вас знают, дорожат вами, рады встрече, с теми, кто заставляет вас расти и всегда поддерживает ваши начинания. Помните, что подписчики в соцсетях видят только одну грань вашей личности и не понимают до конца, кто вы на самом деле.
Читайте также «Одинокие вместе»: Шерри Таркл о том, почему мы предпочитаем соцсети личному общению
Лекарство поколения Z
Новый тренд захватил социальные сети, — многие люди, в том числе и инфлюенсеры, выкладывают неотредактированные фотографии. Очевидно, это еще один побочный эффект пандемии, люди осознали, что лучше жить в настоящем, быть искренним, а не транслировать идеальный образ.
Похоже, что поколение Z, используя TikTok, нашло средство от перфекционизма, привитого предыдущим поколением. Хотя у приложения есть свои минусы, тем не менее, платформа в целом ориентирована на аутентичность и относительно самоуничижительный юмор. Звезды TikTok отказались от токсичного влияния, культивируемого в Instagram* и вернулись к контенту, который способствует общению и принятию. Согласно исследованиям, 60% пользователей TikTok при входе в приложение испытывают ощущение общности. И что в итоге? Мы получаем меньше страха получить хейт и больше необработанных фотографий. Для поколения Z важны не столько эстетика, сколько настроение и образ жизни. К примеру, тренд “photo dump” (буквально “свалка фото”) — серия повседневных фотографий в вашем телефоне, которые публикуются на страницах в соцсетях: недоеденный бутерброд, пейзаж, снятый без фокуса, мем, ваш новый маникюр. Этот тренд продолжается в развитии “Фи-нстраграм”, или фейков, количество подписчиков у таких страниц крайне мало, а фотографии менее идеалистичны и более (как бы это не было смешно) адекватны для восприятия. Может ли это стать противоядием от страха чужого мнения? Возможно. Но всегда найдется новый тролль, тренд или платформа, которая захватит наше внимание. Однако попробуйте выйти за рамки своего фасада, позвольте соцсетям стать источником вдохновения, местом для творчества и общения. Постарайтесь дистанцироваться от своего онлайн-двойника и направьте энергию на общение с людьми в реальной жизни. Найдите в себе смелость, чтобы распознать свой “страх перед мнением других людей”, но не давайте ему овладеть вами! Дайте возможность своему «Я» расцвести.
* Соцсеть, принадлежащая Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией на территории РФ.