Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Брендинг российских городов: подборка самых запоминающихся брендбуков последних лет.
Кто вы? В каком месте родились? Что связывает вас с этим местом? Особые воспоминания, неповторимая атмосфера, уникальные личности? Ответов на эти вопросы может быть столько же, сколько и людей в мире, однако велика вероятность того, что у жителей одной и той же территории ответы будут чаще совпадать, чем расходиться, и это неудивительно: у каждого из нас есть образ того места, в котором мы живём, и глубокое чувство принадлежности к этому пространству.
Как ни странно, первостепенные задачи территориального брендинга, бешено набирающего популярность в последние годы, сводятся как раз к тому, чтобы выявить этот образ и сделать из неких неявных представлений и подсознательных картинок местных жителей очень чёткую и понятную айдентику (визуальную идентификацию) территории, не лишённую смысла и актуальной идеи. В идеале брендинг российских городов должен отражать лучшие стороны местной жизни и быть воплощением идеи, способной объединить вокруг себя горожан.
Источник: Citybranding.ru.
За последние годы больше сотни российских населённых пунктов пытались обзавестись собственным брендом, но большинство этих попыток с треском провалились. Причина кроется как раз в том, что разработчики чаще всего игнорируют этот глубинный смысл брендирования и преследуют сиюминутные утилитарные цели: попросту создают бренд исключительно для привлечения инвесторов и туристов.
В итоге город получает визуальную идентификацию, далёкую от реальности и непонятную местным жителям, которая, конечно же, быстро уходит в никуда без их поддержки. Что, в общем-то, лишний раз доказывает, что искусственно созданная уникальность города, которая далека от ценностей и самоощущения горожан, подобна фантику без конфетки и поэтому нежизнеспособна.
Мы решили собрать небольшую коллекцию брендбуков, созданных за последние годы для российских городов и регионов (удачных и не очень), чтобы показать, как, с одной стороны, одна маленькая деталь может превратиться в целый концепт развития территории, и как, с другой стороны, оторванная от реальности идея способна заслонить собой настоящую идентичность горожан.
В конце концов, брендинг когда-нибудь дойдёт до каждого города, и только от нас будет зависеть, найдём мы его созвучным нашему восприятию территории и окружающих людей или нет, примем или отвергнем.
Бренд Краснокамска
Разработчик: Besapiens
Для маленького городка Краснокамска, окруженного лесами и производящего бумагу для всей страны, команда дизайнеров Besapiens предложила идею оригами как основу визуальной айдентики города. По словам разработчиков, Краснокамск словно чистый лист бумаги: на нём можно писать, что хочешь, но стоит только изменить точку зрения, проявляется скрытый потенциал молодого города. Получилось весьма симпатично.
Источник: Chushov.com.
Бренд Астраханcкой области
Разработчики айдентики Астраханской области взяли за основу символику, которая ассоциировалась бы с Волгой и Каспием. Сине-голубые волны, конечно, хорошо смотрятся на баночках с килькой, хотя при слове «Астрахань» в голове неизменно возникают исключительно моря арбузов.
Источник: News.unipack.ru.
Туристический бренд Саратова
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Ключ в айдентике Саратова, разработанной студией Артемия Лебедева, как бы намекает нам на открытость и дружелюбность города. Лозунг «Люблю бывать в Саратове» уточняет: здесь есть, что посмотреть, открыть и полюбить. С одной стороны — гениально, с другой стороны — чрезмерно обобщено. Что-то мне подсказывает, что Саратов не из тех городов, о которых ничего другого и не скажешь.
Источник: Artlebedev.ru.
Бренд Вологодской области
Логотип Вологодской области выбирался всем миром в интернете. Большинство пользователей проголосовало за красную «кружевную» птицу на белом фоне, которая целиком и полностью позаимствована у заслуженной художницы России вологжанки Ангелиной Ракчеевой, которая в 1984 году создала рисунок «Вологда». Яркий пример того, как без участия именитых креаторов жители сами нашли тот символ, который отражал бы их представления о месте, в котором они живут. Когда стартовал конкурс, губернатор области отмечал, что бренд должен объединить «патриархальную Вологду, динамичный Череповец, города-музеи Тотьму, Белозерск, Кириллов, Великий Устюг». Что-что, а патриархальность точно не утрачена. Такая вот она, «Душа Русского Севера».
Источник: Newsvo.ru.
Бренд города Добрянка
Разработчик: Citybranding
Фирменный стиль города Добрянка, которому, видимо, на роду было написано стать столицей доброты, разрабатывался с учётом многих параметров. На логотипе изображены символы идентичности Добрянки (ГРЭС, культура, приверженность традициям и др.). В цветах лого присутствуют оттенки герба города, жёлтый и голубой, при слиянии которых появляется зелёный, что, по замыслу разработчиков, неплохо коррелирует с идеей доброты.
Источник: Citybranding.ru.
Туристический бренд Санкт-Петербурга
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Туристический бренд культурной столицы состоит из набора знаков, рассказывающих про интересные, приятные и незабываемые для гостей стороны жизни Петербурга. По словам разработчиков, «каждый знак — ясный и выразительный символ», допускающий огромное количество комбинаций. Возможно, город на Неве вызывает у каждого из нас гораздо больше объёмных культурных ассоциаций, далёких от набора плоских значков. Но бренд разрабатывался не для внутренних целей, а для внешних, и, скорее всего, для туристов этого более чем достаточно.
Источник: Artlebedev.ru.
Бренд города Урюпинск
Урюпинск, поселившийся в анекдотах и ставший символом темноты и глухомани («Брошу всё и уеду в Урюпинск!»), решил разрабатывать бренд под лозунгом «Урюпинск — столица российской провинции». Тонко, умно, не без доли самоиронии.
Туристический бренд Москвы
Разработчик: Minale Tattersfield
«Бренд создан для позиционирования города за пределами страны и направлен исключительно на внешнюю аудиторию. В проведенной работе мы выступили в качестве подрядчиков» — говорят представители агентства Minale Tattersfield. Собственно, добавить нечего.
До этого свою версию бренда города представила Студия Артемия Лебедева. По крайней мере, здесь без труда можно догадаться, что речь о Москве.
Бренд города Клин
Главной темой города, в котором провёл свои последние годы Пётр Ильич Чайковский, стал звук. В логотипе присутствуют цвета герба города, а сам лого выглядит как звуковая диаграмма. Слоган соответствующий: «Так звучит Клин!».
Туристический бренд Ижевска
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Так вышло, что опять не обошлось без Артемия Лебедева. Креаторы студии так комментируют разработанный для города фирменный стиль: «В логотипе объединились удмуртский солярный символ-оберег, в котором легко читается буква Ж, трафаретный шрифт, символизирующий заводские традиции, а самые внимательные найдут и рожок от автомата «Калашникова» — одного из самых известных в мире продуктов, выпускаемых ижевскими мастерами».
Бренд Екатеринбурга
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Как отметили разработчики, «логотип выглядит современно, но при этом не теряет связь с историей». Зеленый как цвет главных уральских драгоценностей, изумруда и малахита, дорисовывает картину. Впрочем, известные креаторы из Екатеринбурга очень холодно приняли работу Студии Лебедева.
Бренд города Стерлитамак
Разработчик: Живые города
Второй по величине город Башкирии Стерлитамак на первый взгляд не имеет особых отличительных черт. Однако разработчикам удалось углядеть уникальность города в магическом числе 3. Как оказалось, в Стерлитамаке всё присутствует в тройном количестве — три горы, три реки, три предприятия и района, три вуза, три торговых центра и даже на гербе города изображены три гуся. В качестве визуального воплощения трёхмерного города выбрали объёмный треугольник. Вот так безвестный городок получил новую жизнь, «жизнь в объёме».
Бренд Республики Татарстан
Разработчик: Центр стратегических коммуникаций «Апостол»
Новый бренд республики «Наследие Татарстана» призван увеличить туристическую и инвестиционную привлекательность региона. В основу концепции бренда легли 10 качеств, формирующих татарстанский архетип: скорость, выносливость, упорство и целеустремленность, достоинство, пытливость, чутье, следование традициям, мастерство, единство. Каждое из этих качеств визуально представлено в виде элементов стиля (выносливость – борцы кэреш, скорость символизируют изображение лошади, а достоинство – крылатый барс и т.д.). Сложенные вместе, эти символы формируют стрелу, которая олицетворяет культурное богатство региона и его постоянное развитие и движение вперед.
Источник: Islam-portal.ru.
Бренд Тульской области
Разработчик: Денис Визгалов, РА «Город»
Проанализировав вещи и события, которыми славится регион (Ясная поляна, Лев Толстой, Куликово поле, тульское оружие, тульский самовар, тульский пряник, тульская гармонь, белевское кружево, филимоновская игрушка и др.), разработчики выделили идеи гениальности и простоты как основополагающие для Тульской области. Так появился лозунг: «Здесь всё гениально и просто». Жаль только, что реализация логотипа через включение в него QR-кодов не то чтобы не смогла выделить эту замечательную идею, а просто-напросто убила её.
Источник: Sostav.ru.
Туристический бренд Ярославля
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Стрелка, которую выбрали в качестве логотипа Ярославля, неслучайна: исторический центр города расположен на стрелке рек Волги и Которосли. Кроме того, рисунок стрелки выполнен так, что в ней легко читается буква Я. Лаконично и со вкусом. Жаль только, что оригинальность айдентики попала под сомнение. А как всё хорошо начиналось.
Источник: Artlebedev.ru.
Туристический бренд Калининградской области
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Логотип Калининградской области, предложенный Студией Артемия Лебедева, включает в себя несколько выразительных символов: в контрформе знака, выполненном в виде короны, читаются два якоря, в центре угадывается дерево, а боковые элементы напоминают хвосты осетров. По мнению авторов айдентики, образы подчеркивают близкую связь с морем и природное богатство Калининградской области. Впрочем, здесь можно найти и отсылки к истории: аббревиатура Калининградской области (КÖ), дополненная в логотипе умляутом, отсылает к прежнему прусскому названию города — Königsberg, а цветовое решение связывает логотип с красно-белым гербом Альтштадта — одного из первых городских поселений у стен Королевского замка. Всё тонко, точно, гармонично. Впрочем, велика вероятность того, что после истории с домиком Канта и несправедливым обвинением философа в том, что он лох, бренд города претерпит существенные изменения.
Источник: Artlebedev.ru.
Работа: бренд города Тихвин
Разработчик: DEZA
Айдентика Тихвина, небольшого городка Ленинградской области, не нагружена большим количеством символов, но радует гармоничностью и простотой: в основу логотипа города легло рукотворное начертание самого узнаваемого архитектурного объекта – пяти башен Тихвинского монастыря. Тихо, мило, искренне.
Источник: Dezzza.ru.
Туристический бренд Пермского края
Разработчик: «ОЗОН-Дизайн»
Для развития туризма в крае креаторы «Озон-дизайн» создали самоцветного мишку, наделив его слоганом «Пермь Великая. Впечатления через край». Медведь, конечно, не случаен: его изображение традиционно присутствует в местной геральдике, официально символом Перми бурый стал ещё в XVII веке.
Бренд города Пермь
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Ну что тут скажешь? «Просто, понятно, повторяемо», как выразился Артемий Лебедев. Это вам не Петрозаводск, Павловск или Путивль.
Источник: Artlebedev.com.
Бренд Мурманска
Разработчик: Stas Marketin, LINII
В основу концепции бренда Мурманска лёг тезис: «Мурманск – форпост России в Арктике». Вечерняя подсветка сурового заполярного форпоста вдохновила дизайн-студию LINII создать неожиданно яркую и красочную айдентику. По словам директора студии Михаила Губергрица, при разработке логотипа играли большую роль живые ассоциации: плотная кирпичная кладка Мурманска, цветные контейнеры в порту, люди, стоящие плечом к плечу. Такой вот хорошо сколоченный и жизнерадостный форпост получился.
Источник: Sostav.ru.
Бренд города Костомукша
Разработчик: Citybranding
Для молодого карельского города, который находится недалеко от Финской границы, команда Citybranding придумала простой и звучный слоган, который стал основой брендирования: «Костомукша. Дальше — лучше». Так короткая история, не богатая событиями, при ближайшем рассмотрении оказалась достоинством. Ёмкости этого слогана можно только позавидовать: здесь и обещание экологичности продуктов, производимых здесь, в глуши, и посулы туристам, находящимся в поиске интересных мест, и уверенность в наличии перспектив, и вполне обоснованные обещания инвесторам. Вышло действительно круто.
Туристический бренд Крыма
Разработчик: Студия Артемия Лебедева
Через год после вступления Крыма в состав России полуостров получил новый логотип и систему визуальной идентификации. Вот таким оплот Черноморского флота и легендарный курорт увидела Студия Артемия Лебедева.
Источник: Artlebedev.ru.
Таков брендинг российских городов. Ну что тут можно сказать? Берегите свою аутентичность и не позволяйте никому навязывать вам своё видение.
Спасибо за материал, хорошая подборка! Но брендинг городов выходит далеко за пределы слоганов, логотипов, пусть даже разработанных на основе идентичности города. Айдентика — это лишь визуальная часть, но не бренд. Бренд города — это целая стратегия развития. Он работает, если подкреплен конкретными активностями и политиками, направленными на улучшение жизни горожан. Бренд должен рассказывать истории, быть живым. Вот полезная статья в дополнение: http://placebrandobserver.com/why-placemaking-needs-meaningful-brand-not-mere-logo/
Полезная статья, спасибо! Принял для себя все комментарии по каждому примеру.
Вот разработка бренда Омска. И визуальное воплощение и дух города. http://www.брендомска.рф