Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Чем отличается «модернити» от традиционной эпохи? Насколько наши представления влияют на образ будущего? Какие модели будущего и отношения с ним существуют в сознании россиян? Обо всём этом — в лекции крупнейшего социолога Бориса Дубина.
«Главные слова — это свобода, выбор и ответственность».
В рамках публичной лекции «Что такое будущее?» социолог и переводчик Борис Дубин, более 20 лет проработавший во ВЦИОМе и Аналитическом центре Юрия Левады, рассматривает три взаимосвязанных вопроса: что такое время, как изменила нашу жизнь модерность (или «модернити» — современная эпоха) и какие модели будущего и отношения с ним существуют в нашем сознании. Исследователь анализирует процессы, которые происходят в эпоху модернизации, такие как уничтожение старых социальных форм, составляющих общество, исчезновение предписанных шаблонов поведения, возникновение проблемы выбора и ответственности, и объясняет не только то, как эти процессы влияют на восприятие человеком самого себя и своего будущего, но и как это восприятие влияет на действительность.
Кант говорил, что человек нового времени живет без помочей традиции и авторитета. Никто на свете тебе не скажет, как тебе жить. А если кто и говорит, ты можешь его не послушать; это, вообще говоря, твои возможности. Такое существование может показаться чрезвычайно облегчающим жизнь, освобождающим человека, но оно и чрезвычайно тяжелое, потому что оно ответственное – раз ты сам выбираешь то, что ты делаешь, ты и отвечаешь за то, что ты делаешь, и больше никто. Поэтому модерность – модернити, теперь уже есть такое русское слово – современная эпоха, модерная эпоха – это, конечно, время, с одной стороны, свободы индивида, которая ограничена только свободой другого такого же индивида, но, с другой стороны, и колоссальной ответственности за свой выбор.
В конечном счёте всё сводится к простой (или ой какой непростой?) дилемме: смотреть назад, не в силах обрести свободу управления своей судьбой, и быть неудовлетворённым жизнью и действительностью, либо, пользуясь своей свободой, брать на себя отвественность, делать выбор и идти в «открытое будущее» — которое может быть непредсказуемым и не слишком радужным, тем не менее далёким от инерции и мысли, что «ничего не изменить».
Вот в наше время молодежь была, вот разве мы такие были молодые, а сейчас посмотрите на этих молодых, вот раньше это была сметана, ложка стояла, а сейчас что за сметана, и так далее. Это можно про все на свете говорить. Что за этим стоит? Представление о том, что, во-первых, я временем не владею, а это характеристика опять-таки до последнего самого времени для трех четвертей российского населения устойчивая. Моя жизнь мне не принадлежит, я не могу в ней ничего изменить, я за нее не отвечаю. Тогда, действительно, все, что может происходить со мной и с другими, это только процесс порчи и ухудшения. Начиная с ухудшения меня самого, год от года, и кончая ухудшением общественных порядков, качества сметаны, качества транспорта и всего, чего хотите.
Эта публичная лекция была прочитана за месяц до смерти Бориса Дубина, в Летней дискуссионной школе 2014 года, организованной Фондом Егора Гайдара.
Источник: Gaidar Foundation Summer School, Бориc Дубин «Что такое будущее».
Обложка: Milass/Flick.com.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
— «Экономика и культура»: лекция Александра Аузана
— Мария Снеговая: «Искушение авторитаризмом: как и почему народы отказываются от свободы»
— Видеолекции по философии Ханны Арендт