Мария Снеговая: «Искушение авторитаризмом: как и почему народы отказываются от свободы»

Политолог Мария Снеговая рассказывает, что заставляет людей отказываться от свободы и активности, как авторитарные режимы покупают лояльность граждан, чем отличаются авторитаризм и тоталитаризм, какой политический режим в России сегодня и что общего у нашего режима с режимами в Эквадоре, Боливии и Венесуэле.

В ХХ веке многие страны испытали на себе проклятье тоталитаризма. С тех пор по миру прошло несколько волн демократизации, но всеобщим трендом она не стала. Так, по данным Freedom House (организация, занимающаяся измерением уровня свобод в мире), начиная с 2005 года в мире наблюдается устойчивое снижение уровня свобод, и сегодня количество стран, для которых характерно расширение свобод, достигло своего минимума. Согласно исследованиям, за последний год наблюдалось сокращение свобод в таких странах, как Азербайджан, Венесуэла, Венгрия, Египет, Кения, Нигерия, Россия, Турция, Таиланд. Эта негативная тенденция вызывает немало вопросов, главные из которых — какие социально-культурные, политические и экономические условия подталкивают страны к бегству от свободы и почему сегодня авторитарные режимы оказываются привлекательнее для людей, чем демократические?

Политолог, докторант Колумбийского университета (Нью-Йорк) и колумнист газеты «Ведомости» Мария Снеговая уверена, что электоральные автократии, к которым она относит и Россию, выживают сегодня путем популизма, обмена ресурсов между группами интересов, которые обеспечивают основную поддержку этого режима, и подкупа населения разного рода выгодами и обещаниями. Но как всё это работает?

В рамках публичной лекций, прошедшей в прошлом году в Открытом гражданском лектории Сахаровского центра, на основе обширного исследовательского материала Мария Снеговая рассказала, почему сегодня в мире наблюдается сужение демократии, с помощью каких средств авторитарные режимы завоевывают и удерживают лояльность граждан, как в государствах с автократическими режимами расцветает идеология национализма, чем отличаются авторитаризм и тоталитаризм и что общего у нашего режима с режимами в Эквадоре, Боливии и Венесуэле. Ух, немало. Моноклер рекомендует.

У нас некоторые авторы часто начинают упоминать термин «тоталитаризм». Все, 37-й год, ужас-ужас-ужас. Ну, насколько ужас… Если вы знаете анекдот: не ужас-ужас-ужас, а всего лишь ужас, если это кого-то утешит. Потому что все-таки не тоталитаризм. Почему? Потому что тоталитаризм в политической науке – это режим с очень характерными чертами. Прежде всего, с ресурсом тоталитарной мобилизации. Это означает, что все под знамена, маршируем, активно, весело, если надо, то на Гитлера, если надо, то на Америку, если надо, то в ГУЛАГ. Но чтобы ГУЛАГ организовать, надо же не только людей посадить, надо еще мобилизовать тех, кто их будет охранять. Это, между прочим, не такая уж простая задача. Попробуйте кого-нибудь отправить работать охранником в ГУЛАГ. Нужен некоторый подъем общества, который позволяет это сделать. Ну и хорошая, надеюсь, очень хорошая новость состоит в том, что в России сегодня ситуация не та.

Вот замечательный Лев Гудков говорит о том, что хотя Россия активно пытается мобилизовать население с помощью идеологии, что является характеристикой тоталитарного режима, все-таки мобилизация эта неуспешна, потому что общество наше пассивно: «Имперский миф присутствует, но он не экспансионистский, а миф милитаристского героического прошлого… Потому что российское общество всё-таки очень усталое общество и боится сильных потрясений. В отличие от действительно нацизма или ранних форм тоталитаризма, здесь нет планов на такую экспансию…То есть фактически режим больше всего заинтересован в самосохранении, в обеспечении поддержки и возможности сохраниться как можно дольше у власти без изменения». По многим опросам, если вы посмотрите, даже люди, которые считают, что надо Америке ответить или пойти защищать братьев-украинцев от страшного Запада, при этом сами, как правило, не готовы идти воевать за это. И своих детей тоже не очень часто готовы туда посылать. Вот этим и отличается авторитарная система от тоталитарной.

Источник: Gaidar Foundation Summer School, Мария Снеговая: «Искушение авторитаризмом: как и почему народы отказываются от свободы».

Обложка: Кадр из фильма «Эксперимент 2: волна» (2008), реж. Деннис Ганзель .


Смотрим другие лекции по теме:

Азбука тоталитаризма Джорджа Оруэлла. Перечитывая «1984» 

Ценности россиян: лекция социолога Эллы Панеях 

Видеолекции по философии Ханны Арендт 


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: