Мария Снеговая: «Искушение авторитаризмом: как и почему народы отказываются от свободы»

Политолог Мария Снеговая рассказывает, что заставляет людей отказываться от свободы и активности, как авторитарные режимы покупают лояльность граждан, чем отличаются авторитаризм и тоталитаризм, какой политический режим в России сегодня и что общего у нашего режима с режимами в Эквадоре, Боливии и Венесуэле.

В ХХ веке многие страны испытали на себе проклятье тоталитаризма. С тех пор по миру прошло несколько волн демократизации, но всеобщим трендом она не стала. Так, по данным Freedom House (организация, занимающаяся измерением уровня свобод в мире), начиная с 2005 года в мире наблюдается устойчивое снижение уровня свобод, и сегодня количество стран, для которых характерно расширение свобод, достигло своего минимума. Согласно исследованиям, за последний год наблюдалось сокращение свобод в таких странах, как Азербайджан, Венесуэла, Венгрия, Египет, Кения, Нигерия, Россия, Турция, Таиланд. Эта негативная тенденция вызывает немало вопросов, главные из которых — какие социально-культурные, политические и экономические условия подталкивают страны к бегству от свободы и почему сегодня авторитарные режимы оказываются привлекательнее для людей, чем демократические?

Политолог, докторант Колумбийского университета (Нью-Йорк) и колумнист газеты «Ведомости» Мария Снеговая уверена, что электоральные автократии, к которым она относит и Россию, выживают сегодня путем популизма, обмена ресурсов между группами интересов, которые обеспечивают основную поддержку этого режима, и подкупа населения разного рода выгодами и обещаниями. Но как всё это работает?

В рамках публичной лекций, прошедшей в прошлом году в Открытом гражданском лектории Сахаровского центра, на основе обширного исследовательского материала Мария Снеговая рассказала, почему сегодня в мире наблюдается сужение демократии, с помощью каких средств авторитарные режимы завоевывают и удерживают лояльность граждан, как в государствах с автократическими режимами расцветает идеология национализма, чем отличаются авторитаризм и тоталитаризм и что общего у нашего режима с режимами в Эквадоре, Боливии и Венесуэле. Ух, немало. Моноклер рекомендует.

У нас некоторые авторы часто начинают упоминать термин «тоталитаризм». Все, 37-й год, ужас-ужас-ужас. Ну, насколько ужас… Если вы знаете анекдот: не ужас-ужас-ужас, а всего лишь ужас, если это кого-то утешит. Потому что все-таки не тоталитаризм. Почему? Потому что тоталитаризм в политической науке – это режим с очень характерными чертами. Прежде всего, с ресурсом тоталитарной мобилизации. Это означает, что все под знамена, маршируем, активно, весело, если надо, то на Гитлера, если надо, то на Америку, если надо, то в ГУЛАГ. Но чтобы ГУЛАГ организовать, надо же не только людей посадить, надо еще мобилизовать тех, кто их будет охранять. Это, между прочим, не такая уж простая задача. Попробуйте кого-нибудь отправить работать охранником в ГУЛАГ. Нужен некоторый подъем общества, который позволяет это сделать. Ну и хорошая, надеюсь, очень хорошая новость состоит в том, что в России сегодня ситуация не та.

Вот замечательный Лев Гудков говорит о том, что хотя Россия активно пытается мобилизовать население с помощью идеологии, что является характеристикой тоталитарного режима, все-таки мобилизация эта неуспешна, потому что общество наше пассивно: «Имперский миф присутствует, но он не экспансионистский, а миф милитаристского героического прошлого… Потому что российское общество всё-таки очень усталое общество и боится сильных потрясений. В отличие от действительно нацизма или ранних форм тоталитаризма, здесь нет планов на такую экспансию…То есть фактически режим больше всего заинтересован в самосохранении, в обеспечении поддержки и возможности сохраниться как можно дольше у власти без изменения». По многим опросам, если вы посмотрите, даже люди, которые считают, что надо Америке ответить или пойти защищать братьев-украинцев от страшного Запада, при этом сами, как правило, не готовы идти воевать за это. И своих детей тоже не очень часто готовы туда посылать. Вот этим и отличается авторитарная система от тоталитарной.

Источник: Gaidar Foundation Summer School, Мария Снеговая: «Искушение авторитаризмом: как и почему народы отказываются от свободы».

Обложка: Кадр из фильма «Эксперимент 2: волна» (2008), реж. Деннис Ганзель .


ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Азбука тоталитаризма Джорджа Оруэлла. Перечитывая «1984»

Ценности россиян: лекция социолога Эллы Панеях

Видеолекции по философии Ханны Арендт


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: