Беззаботное детство — ключ к счастливой жизни?

Become a Patron!

Может ли ребенок, лишенный беззаботного детства, впоследствии в полной мере наслаждаться жизнью? Луара Феррачиоли, старший преподаватель философии в Сиднейском университете, размышляет о том, что такое счастливое детство, почему постоянное пребывание в состоянии стресса и тревоги не дает гармонично развиваться эмоциональной сфере ребенка, как положительные эмоции помогают детям определять ценность происходящего и почему взрослые, в отличие от детей, могут испытывать удовольствие от жизни, даже когда она полна забот и тревог.

Некоторые люди счастливчики, потому что вспоминают свое детство, как время без стресса и беспокойства. Они помнят, как подолгу играли во дворе, делали, что хотели, и общались с людьми без опасений и страха. Такие трепетные воспоминания резко контрастируют с жизнью, которую многие ведут во взрослом возрасте, где, кажется, доминируют стресс и тревога.

Тот факт, что многие стремятся продолжать быть беззаботными в зрелом возрасте, поднимает ряд интересных вопросов о взаимосвязи беспечности и наших представлений о хорошей жизни. Является ли беззаботность особым благом детства? Почему это добавляет смысл в жизнь ребенка, но не делает того же для взрослого? Может, взрослым нужно быть более беззаботными и больше походить на детей, чтобы их жизнь стала лучше? Самое главное, если беззаботность действительно является необходимым условием хорошей жизни, то почему?

Как мама двух маленьких детей и человек, который работает в теме семейной философии, я обратила внимание на один вопрос: а что это вообще такое — счастливое детство? Размышляя о родительской любви и воспитании, я поняла, что в беззаботности есть что-то особенное, что делает ее необходимым компонентом благополучного детства. Но когда дело доходит до взрослых, я обнаружила, что некоторые могут вести замечательную, осмысленную жизнь, не будучи беззаботными.


Видео по теме Счастье: психологическое исследование длиною в жизнь (TED)


Подобное различие становится результатом того, что дети и взрослые — совершенно разные создания. В отличие от взрослого, ребенок не может полноценно определить ценность происходящего, если будут отсутствовать положительные эмоции. Это значит одно: когда ребенок испытывает стресс и тревогу, ему не хватает ментального пространства, необходимого для возникновения положительных эмоций в ответ на важные события и отношения. В результате эти события и отношения не будут иметь положительную окраску в восприятии ребенка.

Чтобы понять, почему в жизни детей обязательно должна присутствовать беззаботность, а во взрослой жизни она не обязательна, нужно прояснить следующее: кто считается ребенком, что такое беззаботность и насколько она важна в человеческой жизни.

Ребенок — создание, которое уже начало развивать практические навыки мышления, но не развило их до такой степени, чтобы взять на себя права и обязанности взрослого. Таким образом, детство — этап жизни между младенчеством и отрочеством. Под беззаботностью я имею ввиду склонность не испытывать стресс и беспокойство, даже если в жизни человека присутствуют моменты, которые способны вызвать негативные эмоции. Таким образом, беззаботный человек — тот, кто нечасто испытывает стресс и тревогу — как из-за своих психологических особенностей, так и из-за сложившихся обстоятельств.

Размышляя о том, что значит для людей вести хорошую и счастливую жизнь, я поддерживаю так называемое «гибридное представление о благополучии», в рамках которого жизнь хороша тогда, когда человек занимается и стремится к ценным делам и отношениям и считает это правильным. Например, в моем случае философия будет способствовать тому, чтобы я жила счастливо, если философия сама по себе обладает ценностью (ее ценность не является только моим мнением) и мне нравится заниматься философией в рамках моей профессии. В мире, где философия обесценена, а я предпочитаю заниматься чем-то другим, она не будет способствовать улучшению моей жизни.

Вот и разобрались с понятиями. А теперь вопрос, к которому мы должны обратиться — почему беззаботность важна для хорошего детства, но не нужна для хорошей взрослой жизни?

Начнем со взрослых. В отличие от детей, взрослые могут определить важность тех или иных дел и отношений в своей жизни, даже когда положительных эмоций не хватает — просто потому, что они хорошо вписываются в их общую концепцию того, как выглядит достойная жизнь. Автор-невротик, который пишет блестящие романы, несмотря на то, что находит этот процесс болезненным, все же продолжает писать тексты в состоянии стресса и тревоги, потому что знает, что именно негативные эмоции сделают работу глубже. Нейрохирург, оперирующая самые тяжелые виды рака, знает, что ставки в работе слишком высоки, чтобы она могла беззаботно относиться к жизни. Она готова променять беззаботность на жизнь, полную достижений в медицине.

Мы можем положительно оценить жизнь взрослых, где нет места беззаботности. Все дело в более сложных оценочных способностях, которые доступны взрослому человеку. Саморефлексия, приобретение соответствующих моральных принципов, поддержание адекватного чувства времени, признание предсказуемых издержек, рисков и возможностей, связанных с определенными действиями и т. д. — все это позволяет нам продолжать вкладываться в дела и отношения даже тогда, когда положительные эмоции по отношению к ним отсутствуют.

То же самое нельзя сказать о детях. Они просто не обладают необходимыми оценочными способностями, чтобы адекватно увидеть, как события и отношения могут вписаться в их общий жизненный план.


Читайте также Дети не для экспериментов: разбираемся в холиварах о раннем развитии


Например, ребенок добровольно ухаживает за родственником с деменцией несколько часов в день. Он не в состоянии понять ценность его действий, если испытывает стресс. В отличие от писателя или врача, которые могут оценить со стороны, как стрессовые события вписываются в их концепцию хорошей жизни. Не будем забывать, что у ребенка недостаточно зрелы и развиты оценочные способности. Поэтому он не способен в полной мере оценить значение таких обязанностей по уходу с учетом адекватного самосознания, реалистичного восприятия конкурирующих вариантов, достаточного уровня моральных знаний и понимания связанных с этим затрат, рисков и возможностей. Вот почему он может придавать неоправданный вес одному делу, например, желая угодить семье, или ошибиться в другом, хотя для нас очевидно, что мораль требует поступить по-иному. Ребенок также не имеет представления об альтернативных издержках и не понимает, что время, потраченное на заботу о родственнике, отнимает его личное время, от занятий чем-то еще, что может являться одновременно ценным и приятным. Такие ошибки неизбежны, но они четко показывают, кем является ребенок. Он не в состоянии сталкиваться со стрессовыми и тревожными делами, потому что не может оценить ситуацию со всех сторон.

Теперь возникает вопрос — возможно ли, что у ребенка не было беззаботного детства, но он все же смог в зрелом возрасте начать испытывать положительные эмоции по отношению к важным делам и отношениям? Работы психологов, таких как Эд Динер, почетного профессор Иллинойского университета, показывают, что положительные и отрицательные эмоции нельзя рассматривать по-отдельности, они взаимосвязаны, а точнее имеют тенденцию подавлять друг друга. И чем больше стресса и беспокойства испытывает ребенок в детстве, тем меньше остается пространства в его голове для развития положительных эмоций. Поэтому человек, чье детство было полно тревог и страхов, не сможет наслаждаться всем тем хорошим, что с ним будет происходить в дальнейшем.

Чтобы дети оставались детьми и испытывали радость, удовольствие, веселье, восторг по отношению к играм, учебе, дружбе и семейным отношениям, другими словами, чтобы у них было счастливое детство, нам необходимо создать лучшие условия. Дать им доступ ко всем благам, но, самое главное, позволить им быть беззаботными. Это, в свою очередь, требует глобального подхода и внимания к психическому здоровью любого ребенка — со стороны не только семьи, но и государства.

Статья впервые была опубликована на английском языке под названием «For a child, being carefree is intrinsic to a well-lived life» в журнале «AEON» 8 мая 2020 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: