Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Сегодня сложно представить Интернет-коммуникацию без смайликов. Это путеводная звезда, необходимый минимум, плоть и кровь нашего виртуального общения. Ты улыбаешься или усмехаешься? Весел ты или расстроен? Чтобы понять это, для нас недостаточно слов, обязательно нужен знак. Но когда и почему дело приняло такой оборот? Научный журналист Алекс Райли рассказывает, как появились первые эмотиконы (смайлики), чем они привлекали программистов из далеких 80-х гг. и при чём здесь аутизм.
Общение, которое происходит сегодня через Facebook*, iPhone-мессенджер и WhatsApp, беззвучно и лишено языка тела. Эмоции концентрируются в иконках на экране: счастливом лице, подмигивании или поцелуе, отправленном любимому человеку по LTE в пикселях. Эти эмотиконы (языковая контаминация существительных «эмоции» и «икона») и эмодзи (все остальные иконки — от крокодилов до пива) с момента их появления на iPhone в октябре 2011 года и Android в начале 2012 распространились, кажется, всюду. Недавний опрос общественного мнения, например, показал, что 38 процентов текстовых сообщений в пределах Соединенных Штатов содержат по меньшей мере одну иконку; в Соединенном Королевстве — 48 процентов, а это третий самый высокий показатель процентов в мире — после Франции (50 процентов) и Финляндии (63 процентов). Но с чего началась эта тенденция?
Можно утверждать: с аутизма. Или, по крайней мере, с людей с нарушениями аутистичного спектра. Сегодня значительное количество компьютерных ученых из середины-конца XX века подпадают под определение личностей с расстройствами аутистичного спектра, или, по крайней мере, среди них были выявлены аутистические черты, говорит Стив Силберман, автор книги «Нейроклан: наследие аутизма и как умнее думать о людях с другим мышлением» (Neurotribes: The Legacy of Autism and How to Think Smarter About People Who Think Differently). По его мнению, эмотиконы, или смайлики, являются «социальным маркером для людей, у которых возникает проблема при разборе сарказма и намека». Как писал в 1940-х гг. немецкий психолог Ханс Аспергер, который первым признал, что аутизм включает в себя широкий спектр особенностей поведения: «Кажется, для достижения успеха в науке и искусстве, черты аутизма имеют важное значение»
«Можно сказать, многие из нас были довольно компульсивными личностями, — говорит Скотт Фалман, который был профессором информатики в университете Карнеги-Меллона, когда ему в голову пришла идея создать первый эмотикон. — Чтобы быть хорошим программистом, вам нужно зацикливаться на деталях и постоянно предвидеть все варианты неправильной работы программы, поэтому в нашей группе столь часто встречаются такого рода личности».
Все началось с шутки – довольно плохой шутки. 16 сентября 1982 года (четверг) Нил Шварц, ученый из университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге, попросил коллег — группу молодых преподавателей, программистов и аспирантов — решить гипотетическую головоломку на онлайн-доске объявлений, называемой «bboard», которую сотрудники и студенты университета использовали для размещения самой разношерстной информации. Как это часто бывает, это была загадка из области теоретической физики. В ней фигурировали лифт, зажженная свеча и капля ртути.
«Кабель рвется, и лифт падает, — пишет Шварц. — Что происходит со свечой и ртутью?» Сможет ли пламя выйти? Как будет реагировать жидкий металл? Вместо того чтобы предоставить ответ, один пользователь написал на доске: «ВНИМАНИЕ! Из-за недавнего эксперимента по физике крайний левый лифт был загрязнён ртутью. Есть также некоторые незначительные повреждения огнем. Демеркуризация должна быть завершена к 08:00 пятницы».
Многие не увидели здесь сарказм; они подумали, что лифт на самом деле вышел из строя на день. Как Шварц написал на следующее утро, «Я выяснил, что нет никакой утечки ртути ни в одном из лифтов Вин Холла. Многие люди, кажется, приняли уведомление об эксперименте физиков серьезно». Для предотвращения подобных недоразумений в будущем он предложил найти способ, в котором шутки могли быть выделены среди всех остальных сообщений. Как насчет звездочки на полях? Этот маркер избавил бы всех от непонимания (но в этом не было бы никакой изюминки).
Вскоре после того знак «%» был выдвинут в качестве маркера. Тогда несколько знаков были объединены: «*» – для хороших шуток, «%» — для плохих шуток и «*%» для «шуток настолько плохих, что они становятся смешными». Другой пользователь, Кит Райт, не был доволен всем вышеперечисленным. «Нет, нет, нет! — писал он в 17:40 на следующий день. — Конечно, все согласятся, что «&» — самый смешной персонаж на клавиатуре. Он выглядит смешно, как веселый толстяк, бьющийся в конвульсиях от смеха. Он звучит смешно (произнесите [амперсанд] громко и быстро три раза). Через две минуты «{#}» был добавлен в список после «детального (т.е.> 1 минуты) изучения эстетических и пиктографических эффектов доступных персонажей… это выглядит как губы, между которыми светятся зубы. Это ожидаемый результат шутки, если после нее кто-то на самом деле смеется, запрокинув голову».
В своих компьютеризированных зонах комфорта, вдали от общения лицом к лицу, пользователи bboard тестировали и разрабатывали новые формы общения. 17 сентября 1982 года, в 17:42, Скотт Фалман предложил использовать в качестве индикатора шутки трио двоеточия, тире и закрывающей скобки. То есть :-).
Его коллеги приняли предложение — так родились первые смайлики/эмотиконы.
«Но реальная коммуникация имеет так много оттенков, а [смайлики] уменьшают количество этих оттенков, упрощая сложность, — говорит Бхисмадев Чакрабарти, невролог и директор по исследованиям Центра Аутизма в School of Psychology and Clinical Language Sciences в университете Рединга в Соединенном Королевстве. — это, в основном, базовые символы … Едва ли они могут полноценно передать эмоции, но эти смайлики способны помогать прогнозировать поведение».
Силберман говорит мне, что смайлики делают грани эмоций явными для «людей, которые с трудом обрабатывают тонкие социальные сигналы в ситуациях лицом-к-лицу». Смайлики, добавляет он, не являются универсальным языком среди аутистов, потому что люди с аутистичными расстройствами разные, но иконки хорошо отвечают особенностям работы мозга аутистичных личностей».
* Соцсеть, принадлежащая Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией на территории РФ.