«Твин Пикс» как «Одиссея»: сериал сквозь метафоры психоанализа



«Твин Пикс» как «Одиссея»: психоаналитик Марина Куликова обращается к телетрилогии Дэвида Линча и разбирается, как в «Твин Пиксе» воплотились основные сюжеты, вокруг которых крутится вся мировая литература, какие основные экзистенциальные страхи нашли свое место в этих сюжетах и почему эта история — не только об агенте Дейле Купере, но и о каждом из нас.

Анекдот про двух пингвинов, рассказанный агентом Дейлом Купером в тот момент, когда он влюбляется, открывает одну из ключевых интриг сериала. Борьба Купера с самим собой и попытка не влюбиться в прекрасную принцессу в течение первых двух сезонов заканчивается окончательной и безоговорочной капитуляцией перед самим собой и принцессой.

Дейл Купер все-таки влюбляется в бывшую монахиню, ныне официантку Эни Блекберн, та гибнет в пропасти вигвама, главный герой попадает в него сам, туда же, как в ад, попадает весь Твин Пикс со своими жителями, а весь третий сезон — это история про выход из ада.

Интриг и сюжетов в Твин Пиксе множество, но они знакомы нам по историям из мировой литературы, и тем особенно дороги психологу: это все наши внутренние истории, наши сценарии жизни, наши скрытые мотивы поступков.

Четыре сюжета человечества

Твин Пикс анализ сериала

Matthew Hutchinson / Flickr

В своей новелле «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес назвал четыра основных сюжета, вокруг которых крутится вся мировая литература. Вот они:

«Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства…

Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об  Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке…

Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом…

Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры. Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде».

Четыре страха человека

Интересно, что совершенно отдельно от Борхеса психологи назвали четыре основных страха каждого человека. Это страх времени, страх пространства, страх жизни и страх себя.

1) Страх перед временем — страх старости и смерти, перед неизвестностью будущего.

2) Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются: страх перед замкнутым или открытым пространством, страх темноты или глубины.

3) Страх жизни и ее непознаваемости: страх перед непонятным, страх перед таинственным, перед загадочными явлениями, перед бессмысленностью бытия.

4) Страх перед собой. Страх и непонимание себя, своих мыслей, каких-то проявлений своей личности, боязнь сойти с ума; страх перед своими возможными поступками или мыслями, страх потерять контроль над собой, потерять себя.

Психоанализ уточняет типы тревоги в связи с тем, что человек вовлечен в объектные отношения с самого рождения (это отношения с другим):

  • страх потери объекта,
  • страх потери любви объекта,
  • страх потери части себя или страх перед своей телесностью, его называют также страхом кастрации в уточненном мужском варианте,
  • страх морали или совести.

Легко увидеть взаимосвязь всех этих страхов, сюжетов и тревог. Страх морали и совести — это, конечно, встреча человека с богом, а страх телесности связан со страхом пространства и охраной этого пространства, в то время как страх перед временем и страх потери любви объекта тоже связаны с темами путешествия туда и обратно, ожиданий и встреч.

Страх в «Твин Пиксе»

Твин Пикс анализ

ABC

Страх в сериале — одна из основных тем, можно сказать, что страх чуть ли не главный герой «Твин Пикса» наравне с бесстрашным агентом ФБР Дейлом Купером.

Вход в чёрный вигвам открывается страхом. Зло вселяется в самых разнообразных персонажей, но Боб не источник зла, а один из его носителей. Зло не есть абстрактная внешняя сила, зло — категория внутренняя. Зло — это страх.

Возьмем Майора Бриггса. Самый большой его страх, что «одной любви может оказаться недостаточно». Обилие «зеленых человечков», за которыми он наблюдал и вход в мир которых находился в окрестностях Твин Пикса, настолько же комично, насколько и ужасно. Абсурд, доведенный до предела.

Но в каком-то смысле «зеленые человечки» — это метафора всего злого. Механизм психической защиты, который называется «проекция» — это экстернализация наших внутренних «зеленых человечков», которых мы пытаемся найти где-то снаружи, передав им вину за что-то злое в нашей жизни. Не справившись с частью себя, мы отвергаем ее и проецируем на что-то или кого-то внешнего.

Маленькому человеку гораздо легче сказать: «мое полено боится», чем признать свой страх внутри себя.

Путешествие Дейла Купера — это путешествие к своим страхам, к «зеленым человечкам» или сквозь них.

Сюжет осажденного города в «Твин Пиксе»

Твин Пикс и психоанализ

ABC

В античной мифологии этот сюжет, как нам известно благодаря Гомеру и Борхесу, представлен Троей. В поздней истории — это Эдем. В нашем эпосе это городок Твин Пикс — настоящий заповедник, райский город-сад. Здесь форель играет в чистых ручьях, здесь все девушки — королевы красоты, пончики вкуса райских яблок, а воздух можно заворачивать и продавать.

Это место, где все безусловно хорошо, куда не пришла цивилизация, где человек еще не оставил своего разрушительного следа. Идеальное место. Путешествие к внутреннему Эдему, который каждый из нас ищет.

Кто-то реально передвигается с места на место, пребывая во внешней эмиграции, постоянно путешествуя или меняя постоянное место жительства. Кто-то ищет его во внутренней эмиграции, создавая у себя особе райское состояние в медитациях, молитвах, походах на тренинги. Кто-то ждет появления этого места в будущем, надеясь на свои заслуги, а кто-то пребывает в воспоминаниях детства, счастливого брака, прекрасной юности, или особых времен.

У каждого есть свой райский сад, и каждый скорбит по его утрате или жаждет его обретения.

С точки зрения психологии представление о таком райском состоянии — воспоминание симбиотического единства с матерью, которая кормит, согревает, заботится о теле и дарит безопасность. Это самое раннее наше воспоминание ощущений в ее баюкающих объятиях и еще более ранее — в материнской утробе. Оно не осознано, потому что у ребенка в этот период материнского симбиоза не развит ни язык, ни мышление, и нет способов метафоризации этих ощущений тепла и безопасности.

Метафору этого пространства мы постоянно находим в фильме, оно названо вигвамом, завернуто в складки красных штор.

Страх пространства в «Твин Пиксе»

Твин Пикс с позиций психоанализа

Showtime

Твин Пикс кажется идеальным и с точки зрения пространства: здесь все хорошо, начиная с превосходного кофе в придорожном кафе и заканчивая природой вокруг него. Но город осаждает страх, а наш герой противостоит ему.

Постепенно сюжет про идеальное пространство превращается в сюжет про антипод пространства — лабиринт. Идеальное пространство становится страшным. «Твин Пикс-3» это история про возвращение из пространства-антипода, пространства-тупика, пожирающего пространства, пещеры.

Но пещера в психоанализе — это снова лоно. Это то место, куда входит уже выросший герой, в руках у него, как правило, меч.

И наш герой Дейл Купер в это пространство попадает по факту любви и встречи с женщиной. Без меча в сериале не обошлось, если вы помните баталии хозяина отеля Бенджамина Хорна.

Сюжет поиска и возвращения в «Твин Пиксе»

Сериал "Твин Пикс" (анализ)

Showtime

Поиском были приключения агента Купера, когда он пытался обнаружить источник зла, убийцу Лоры Палмер. Но, как выяснилось, с нахождением виновного поиск не закончился. Агент Купер завяз в новом поиске: он нашел идеальное место для жизни, которое и не искал, новую королеву, которая нашла его сама, а в третьем сезоне нашлась не терявшаяся Дайан.

Поиск — это вся наша жизнь: мы то ищем покоя, то ставим новые цели, то участвуем в новых гонках. Обретая приз, мы находим себя уже на новой беговой дорожке. Мы ищем сокровище, как его искали аргонавты, и как его искал Дейл Купер.

Фактически, мы ищем того внутреннего бога, который есть в нас, но нам не так просто дается эта мысль, — нам легче искать золотое руно. Легче поставить цель снаружи и бежать за ней, как за морковкой, обретая смысл жизни, оправдываясь в своем собственном существовании. Загадка загадок сфинкса оказывается загадкой про меня, про человека.

— Кто это?
— Это человек.

Дейл Купер ищет, находит и попадает в новый поиск бесконечно. Этот поиск — встреча с самим собой, обнаружение все новых и новых своих талантов и способностей. Вот Дейл выигрывает на автоматах, вот он спасает коллегу на работе, вот он супер-любовник, вот он друг всех мафиози. Он бесконечно обречен находить в себе что-то новое, и это мешает ему вернуться к изначальному Дейлу, тому, который когда-то прибыл в Твин Пикс.

Возвращением будет весь третий сезон «Твин Пикса», который коротко можно назвать словом «домой», это тема из «Одиссеи».

Кто часто видел в снах тему возвращение куда-то, куда нельзя вернуться, тот понимает ужас встречи с временем и пространством, когда все изменилось. В одни воды нельзя войти дважды, самолет в снах всегда улетает, а поезд всегда уходит. Вернуться в дом, в котором меня перестали ждать, или в который нельзя войти. Это одновременно страх времени, который связан со страхом перед жизнью и неизбежностью перемен.

Путь туда — не то же самое, что путь обратно. Войдя в пещеру, победив дракона, нельзя выйти из нее тем же человеком. В пещеру входит человек, а выходит из нее бог. Если путь ТУДА — это дорога от человека к богу, то путь ОБРАТНО — это дорога бога к человеку. И Купер третьего сезона тоже немножко бог, ему не только повинуется фортуна, он видит невидимое, его нельзя убить.

Надо дойти, но надо и суметь вернуться. Вернувшиеся после войны, приключений, после поисков и путешествий, всегда становятся немного другими. В пути они обретают знание, открывают самих себя. Они часть за частью присваивают себе идею бога, которого хочется познать, присвоить, чтобы стать им. Любое путешествие — это поиск божественного и присваивание себе части божества. Поэтому в конце пути — познание бога, но в итоге — человека, то есть себя.

Встреча с собой и богом в «Твин Пиксе»

Твин Пикс

Showtime

Защитив город от сил зла, найдя свое истинное сокровище и королеву, Купер сходит в самый ад в конце второго сезона и там сотрясает мир и зрителя вопросом о том, может ли он погибнуть ради спасения другого. Ответив «да» без замедления и не увидев ни справедливости, ни милосердия в ответ, агент пропадает в пространстве вигвама, а автор сериала оставляет нас на 25 лет.

«Твин Пикс-3» —  это современный новый эпос про возвращение героя к самому себе, Дейл — это новый Орфей, который ищет свою Эвридику (Лору Палмер, забытую им во втором сезоне официантку Эми или самой нашедшуюся Дайан). И надо бы самому вернуться, но кто этот «Я»: тот ли Дейл или другой. Он уже в реальном мире, но все еще внутри ада, так пространство и время сделали петлю, все смешав воедино.

Все мы путешествуем вглубь себя время от времени. В современном мире мы нашли туда безопасных проводников: одни — «психоаналитиков», другие — гуру или учителей для медитаций и духовных практик, а кто-то использует искусство и творчество как лодку, переносящую его через Стикс (например, снимает кино).

В сериале нередко шутят про бессознательное, психоанализ, буддизм и просветление. А психоаналитик доктор Лоренс Джакоби, в итоге переквалифицировавшийся в коучи, не самый последний герой сериала.

Нам хочется быть уверенными, что наш путь завершится в вершинах гор, что, пройдя через темный лес и перейдя реку, мы найдем то место, откуда в кристальных небесах бьет чистый источник всего сущего, та истина, что мы ищем.

Может быть, это попытка каждого человека вернуться в момент своего зачатия? Затем проконтролировать  его, включая факт осмысленности и гарантированности своего сценария жизни.

В поиске мы приходим к пониманию бессмысленности всего и ценности самого пути. Конец приводит нас в начало, найденная на задворках пространства и времени живая Лора Палмер доставлена агентом Купером в родной Твин Пикс. Она стоит на пороге своего родного дома, но это давно не ее дом, — в него нельзя просто так вернуться. Время, подвластное режиссеру, делает петлю, но результаты все равно непредсказуемы. Жизнь остается жизнью. Где же наш внутренний бог, если путь к нему так долог и тяжел. Он в Пути. Иди и найдешь.

Внешняя и внутренняя реальность. Образ сцены

Анекдот про двух пингвинов, рассказанный агентом Купером в конце второго сезона звучит так:

«Два пингвина идут по айсбергу. Один пингвин говорит второму: “Ты выглядишь так, будто на тебе фрак”. Второй ему отвечает: “А может, так оно и есть”».

Психическая (внутренняя) действительность в психоанализе является или принимается нами за реальную (внешнюю). Пингвин действительно во фраке, раз он так думает, как бы мы ни хотели считать его просто пингвином. Служба Купера в ФБР — реальность. Черный костюм, который Купер теряет, но вновь обретает в третьем сезоне — метафора «фрака», внутренней реальности. Страдания внутреннего Рыцаря Купера по принцессе, его борьба с Тенью, поиски Бога, встречи с Собой, поход «Туда и обратно» сквозь пространство и время, встреча со страхами («зелеными человечками») и победа над ними, — все это и есть истинный сюжет «Твин Пикс»а. Сюжеты и истории остаются декорациями на Пути. Занавес, бархатная драпировка, оформление сцены — декорации. Метафору декораций и сцены нам постоянно предлагают в конце каждой серии третьего сезона с постоянством меняющегося музыкального рефрена. Смыслы внутри этих декораций создаем мы сами.


Читайте также

—  «Игра престолов» как терапия: зачем мы смотрим сериалы

— Массовая культура: психоаналитический взгляд


Обложка: ABC.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

2 комментария

  1. Благодарю за анализ, читала с удовольствием!

  2. А мне не понравилась статья. Общие места, а про то, о чём было бы интересно порассуждать — сумбур.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: