Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Гениальность всегда была относительным и субъективным понятием. При этом существует точка зрения, что это врожденное качество, которое присуще немногим. То есть оно либо есть, либо его нет. Однако профессор психологии Дин Кейт Саймонтон уверен в обратном. Разбираемся, почему он считает возможным развитие гениальности и какие три ключевых элемента, по мнению психологов, помогают нам максимально реализовывать творческий потенциал и достигать пика способностей.
Никогда не существовало простого способа определения гениальности. Иногда используются оценки уровня интеллекта в баллах, однако цифры во многом ошибаются, когда речь идет об области искусства. Математик, входящий в число членов Менсы Менса (лат. Mensa) — это международная организация людей с очень высоким уровнем интеллекта. — Прим. ред., безусловно, может быть гением, но как насчет известного композитора, который бросил школу? Кто бы что ни говорил, а гениальность всегда была относительным и субъективным понятием.
Профессор психологии Дин Кейт Саймонтон рассматривает возможность существования двух разных взглядов на гениальность. Один подразумевает достижение высокого результата в чем-либо. В рамках другого подхода гениальность воспринимается как «исключительный интеллект». Исследования профессора подтверждают первую точку зрения на гениальность как навык, который может быть развит.
Симонтон различает два популярных определения гениальности. Он указывает на Канта как пример воплощения первого подхода, сфокусировавшись на факте «исключительного достижения». Он упоминает Бетховена, Шекспира и Толстого в качестве примеров тех, кто создал неподвластное времени искусство. Это отличается от типологии гениальности, измеряемой тестами на уровень интеллекта. Как отмечает профессор, многие люди с высоким IQ «не совершают оригинальных и достойных подражания достижений».
Наследственность долгое время считалась главным аргументов в предрасположенности к гениальности: либо она есть, либо ее нет. Безусловно, определенные генетические условия способны благоприятствовать успеху в той или иной деятельности, определять наклонности. Например, бегуны с быстро сокращающимися мышечными волокнами более предрасположены быть спринтерами, в то время как тем, у кого мышцы сокращаются медленнее, больше подходят длинные дистанции. Так, даже здесь не существует заранее определенного рецепта для достижения успеха и проявления гениальности. Однако Саймонтон все-таки нашел два повторяющихся условия среди гениев на протяжении долгого времени.
Во-первых, они не тратят так много времени на одну сферу деятельности, как их менее креативные коллеги. В какой-то момент несколько идей сталкиваются и указывают им на новую возможную траекторию развития, их гениальность способна соединять между собой самые разные элементы. Саймонтон считает, что это может быть проблематично для тех, кто всю свою жизнь сосредоточен на одной рабочей области.
Это условие периодической смены направлений сочетается с другим, согласно которому гении «проявляют исключительную универсальность». Они не ограничиваются только одной областью знаний. Эйнштейн любил играть Моцарта и Баха на скрипке, у него даже случались озарения по физике во время его музицирования. Такой человек, пишет Саймонтон, открыт для новых впечатлений. Когнитивная и поведенческая гибкость наряду с «терпимостью к двусмысленности и изменениям» настраивает их на успех и процветание.
Мотивация имеет огромное значение в развитии гениальности, считает научный журналист Дейзи Юхас. Как она пишет, психологи определили три ключевых элемента для достижения успеха в этом.
Автономность
Исследования показывают, что люди, у которых есть выбор, в какой области развиваться и каким делом заниматься, с большей вероятностью преуспеют в своей профессии и жизни, чем те, кто лишен такого выбора и вынужден исключительно выполнять поручения других. Если человека заставляют заниматься чем-то, шансы, что это дело станет его страстью, необходимой на пути к совершенствованию, резко уменьшаются. Юхас отмечает:
«Выполнение задачи, которую вы сами поддерживаете, заряжает энергией».
Ценности
Дейзи Юхас продолжает:
«Мотивация также способствует тому, что вы остаетесь верны своим убеждениям и ценностям».
Исследователи из Университета Мэриленда и Университета Арканзаса обнаружили, что студенты, которые высоко оценивают свои исследования, охотнее работают над темой самостоятельно. Другое исследование в Университете Вирджинии показало, что студенты, которые пишут о науке, поскольку она связана с их собственной жизнью, более тщательны и детальны, чем те, кто просто обобщает теоретические знания, полученные на лекциях. Владение предметом и личное отношение к теме, с которой человек сталкивается в жизни, имеет огромное значение.
Компетентность
Как гласит поговорка: «Practice makes genius», что в переводе означает «Практика приводит к гениальности». В русском же языке существует аналог: «Дело мастера боится». Юхас цитирует работу Стэнфордского психолога Кэрол Двек, отмечая, что «компетентность зависит от признания с учетом достижений». Исследования Двек, посвященные врожденному таланту и трудолюбию, хорошо задокументированы. По словам опрошенных студентов, они меньше стараются «раздвинуть границы» своих знаний, если они проходят тесты успешно. При этом учащиеся, считающие себя способными решать трудные задачи, с большей вероятностью принимают сложные вызовы.
Немногим из нас суждено прыгать и буквально парить в воздухе как Майкл Джордан. Но даже он понимал, как важны дисциплина и тяжелая работа каждый день. После побед в НБА он ненадолго ушел из баскетбола, чтобы попробовать свои силы в бейсболе. В первом сезоне после его возвращения команда «Буллз» ошибалась. Межсезонье стало для них тревожным звоночком, нужно было вернуться к успеху. И Майкл Джордан стал упорно тренироваться. Следующие три победы подряд Джордану с командой удалось завоевать, когда он достиг прежнего уровня мастерства. Это довольно вдохновляющая история для тех, кто пытается блистать в своем деле.
P. S. От редакции. Точка зрения Саймонтона и Юхас интересна и понятна. Однако они не проводят границы между такими понятиями, как способности/ одаренность/талант/ гениальность, поэтому остается обширное поле для дискуссии по этому вопросу.
Да ладно, кому интересна чужая гениальность?
Альтшуллер, Вёрткин. «Как стать гением? Жизненная стратегия творческой личности». ТРИЗ вам поможет!