«Хулиган!»: что такое негативное творчество



Обычно мы рассматриваем творчество как позитивную силу. Но что такое тёмная сторона творчества? Как она проявляется? Какие люди чаще демонстрируют негативные творческие способности и может ли нам что-то дать чёрный юмор? Разбираемся вместе с обозревателем Aeon, психологом-исследователем Хансикой Капур.

Представим, будто вы забыли о том, что у вашей второй половинки день рождения, но вы точно знаете, что он или она оценит малейший милый жест, скажем, букет цветов. Сейчас глубокая ночь, ни один цветочный магазин не работает. На кладбище, мимо которого вы идёте домой, недавно были похороны, вы проходите через площадку и берёте красивый букет роз на чьей-то могиле. Приходите домой, а близкий человек с радостью принимает цветы.

Можно ли сказать, что вы кому-то навредили?

Перед нами не моральная дилемма, а скорее просто творческий проступок. Если быть точным, это пример тёмной стороны творчества — стороны, существование которой мало кто признаёт и о которой не принято говорить. «Тёмное» творчество, называемое злым или непродуктивным, использует творческий процесс, чтобы сотворить что-то социально отталкивающее и зацикленное только на интересе отдельного человека. Возможно, вы не хотите вредить кому-то, но вред может быть побочным продуктом ваших действий. В приведённом выше примере вам удалось найти оригинальное решение (кража цветов с кладбища) проблемы (расстроенный возлюбленный / партнер), которое было эффективным (счастливый возлюбленный/партнер).

В этом и есть суть творчества — оригинальность и эффективность в действии.

Но можем ли мы назвать это реальным творчеством? С одной стороны, это нарушает моральные нормы поведения (воровство); с другой стороны, это обман (замалчивание правды о том, где вы взяли цветы).

Как непрофессионалы, так и учёные рассматривают обычно творчество как позитивную силу. Это представление в 1993 году оспорил философ и педагог Роберт Макларен из Калифорнийского государственного университета в Фуллертоне. Он предположил, что у творчества есть и тёмная сторона, и рассмотрение его без социальной или моральной составляющей приводит к ограниченному пониманию явления. Со временем появлялись новые концепции — негативной и злорадной креативности, — в фокусе которых оказались оригинальные способы жульничества на экзаменах или целенаправленное причинение вреда другим, например, изобретение новых способов террористических атак.

Давайте рассмотрим ситуацию: вы хотите пойти на мероприятие, но билеты распроданы. Творческий человек, способный к обману и моральной гибкости, может придумать выход, связанный с подкупом охранников, или он может притвориться организатором мероприятия. С другой стороны, творческий человек с более позитивным мышлением может создать кампанию в социальных сетях, за или против мероприятия, чтобы завоевать популярность и признание и таким образом добиться последующего участия в мероприятии.

Я и мой научный руководитель — психолог Азизуддин Хан из Индийского технологического института в Бомбее — задались вопросом, могут ли оба решения быть использованы и можно ли их считать творческими. Мы рассматривали проблему с помощью того, что психологи называют четырьмя «Ps» творчества: личность — person (человек, участвующий в действии), процесс — process (используемая стратегия), продукт — product (творческий результат) и давление — press (складывающаяся ситуация). После проведения серии из пяти экспериментов мы выяснили, что негативные творческие способности (результат) вероятнее всего будут демонстрироваться высокоинтеллектуальными людьми с субклиническими негативными чертами личности, такими как психопатия, особенно в открытых ситуациях без заданных ограничений, где обман может сработать. Более того, когда творческие люди заранее ставили перед собой неконструктивную, морально сомнительную цель, они чаще прибегали к обману.

Мы убедились, что тёмная сторона творчества существует, и важно признать и понять её. Люди, практикующие это тёмное ремесло, могут травмироваться удивительными и весьма оригинальными способами. Не менее важно, что куча мелких поступков, которые могли бы помочь нам узнать больше о человеческом творчестве, могут остаться незамеченным и игнорироваться.


Читайте также «Сарказм делает нас более творческими». Да неужели?


Что, если, узнав о существовании тёмной стороны, мы сознательно будем её использовать? Действительно ли это всегда плохо? Хан и я считаем, что всё зависит от ситуации. Возможно, мы не будем лгать, чтобы попасть в театр – но что, если сюрприз ко дню рождения друга требует тайного и хитрого планирования, координации, изворотливости и дезориентации? Сможем ли мы тогда управлять нашей тёмной стороной, чтобы принести радость другим? Конечно, но, может, таким образом мы встаем на скользкую дорожку? Если цель переключается на планирование внезапной кражи, те же навыки могут навредить другим.

Тёмная сторона творчества существовала всегда. Вспомните некоторые современные рекламные кампании, высмеивающие товар конкурента, чтобы выгодно представить собственный: войны Cola, гамбургеров и кофе печально известны тем, что намекают на низкое качество конкурентов, с прямыми или косвенными ссылками на них. Негативное творчество? Безусловно, это лишь скрытый способ достучаться до нерешительного потребителя. Творческий ли это подход? Конечно! Следует ли его использовать? Определенно — ведь он увеличивает вашу прибыль в конкурентном мире.

Стоит отдать должное и чёрному юмору. Ведь чтобы придумать шутку о мёртвом ребенке, нужно не только довести до кульминации, но и шокировать. А чтобы смеяться над такой шуткой, нужен крепкий желудок и контроль за морализаторскими мыслями. В наши дни печально известный комик Луи CK использует чёрный юмор в своих стендапах, а также в одноименном телевизионном шоу. Его работа была волнующей и при этом весёлой – пока он не зашел слишком далеко, рассказывая шутки о расстрелянных старшеклассниках. Да, чёрный юмор может психологически навредить другим, но подобные шутки, созданные с целью вызвать смех, подчеркивают важность умения различать средства и цели творческого поиска.

В нашем с Ханом исследовании мы обнаружили, что независимо от того, какой тип творческого поведения вы предпочитаете, кто-то может пострадать. Мы должны соизмерять степень вреда со степенью пользы. Деструктивное поведение может разрушить общество, но порой разрушение — это хорошо. Тем не менее, наше исследование тёмной стороны творчества привело к еще большему количеству вопросов, нежели к ясности. Как можно классифицировать этическую атаку? Должны ли мы аплодировать новым методам самоубийства как проявлению творчества? Как измерить уровень вреда от подобного творческого акта, чтобы назвать его тёмным? Должны ли мы отказаться от тёмного творчества, если главной его целью является самоокупаемость? И действительно ли существует различие между отрицательно и положительно заряженным творческим человеком – или это просто одни и те же люди, стоящие перед разными жизненными обстоятельствами.

В аргументе Макларена подчеркивалось, что творчество, как и любое человеческое начинание, может причинить непоправимый вред. Но если уже всё сказано и сделано, только от нас зависит, как мы это воспринимаем.

Статья впервые была опубликована на английском языке под заголовком «Misbehaving: being clever and wicked is a form of creativity» в журнале «Aeon» 8 февраля 2019 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: