Продукт культуры: откуда берется прокрастинация и что с ней делать


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Прокрастинация — тема, на которую сегодня написано многое. Одна из ключевых мыслей: мы начинаем прокрастинировать тогда, когда сталкивамся с некими внутренними потиворечиями: «Хочу отдохнуть, но заставляю себя работать», «Убеждаю себя, что нужно сделать, но не верю в это», «Делаю по чужой просьбе, хотя мне это не надо», «Хочу выполнить задачу, но боюсь неудачи» и т.д. А что, если рассматривать прокрастинацию не только как психологический, но и как культурный феномен? Разбираемся вместе с психологом Марией Ляховой-Трагелькакие противоречивые установки диктует нам современная культура, как одновременное сосуществование культа достижения и наслаждения, культа разума и преклонения перед иррациональным дезориентирует нас и можно ли найти какой-то баланс среди этих противоречий.

«Как белка в колесе», «толочь воду в ступе» — эти поговорки описывают лихорадочную деятельность, которая не приносит результата. В XXI веке для нее используют специальное название, прокрастинация.

Затейливое слово произошло от латинского корня «завтра». Прокрастинатор представляет, как сделает дела, и бесконечно откладывает их. Прокрастинация заставляет «закапываться» в отдельных задачах, терять фокус на результате и снижает продуктивность.

Отличим прокрастинацию и лень: прокрастинатор может (и даже имеет тенденцию) быть в высшей̆ степени деятельным [6]. Только деятельность эта направлена на сопротивление изменению и созданию нового. Определим, что лень – полный отказ от деятельности, прокрастинация – замена ее на другую, с меньшей результативностью [5]. Если лень работает как защитный механизм против перенапряжения и в итоге помогает отдохнуть, прокрастинатор не работает в полную силу и при этом полноценно не отдыхает, что в перспективе снижает продуктивность еще сильнее.

Прокрастинацию объясняют с помощью смещенной активности, которую также описали у животных [4]. Когда животное не может выйти из неприятной ситуации или разрывается между задачами, активность смещается в сторону бесполезных в этом случае занятий. Например, хомячков раздражает вибрация клетки, но они не могут из нее выбраться, и в итоге начинают умываться. В этом случае у них не получается направить энергию в конструктивное русло, остается слить ее в неконструктивном направлении.


Читайте также Почему мы прокрастинируем: взгляд из будущего


Жизнь человека сложнее жизни хомячка, поэтому ситуации, вызывающие у нас прокрастинацию, еще более разнообразны. Общее между ними — внутренние противоречия, которые создают преграды для направления энергии.

— Хочу отдохнуть, но заставляю себя работать.

— Убеждаю себя, что нужно сделать, но не верю в это.

— Делаю по чужой просьбе, хотя мне это не надо.

— Хочу выполнить задачу, но боюсь неудачи.

Далее рассмотрим прокрастинацию с точки зрения культурно-психологического анализа. Он предполагает взаимодействие психологии с другими науками, такими как история и культурология, и предлагает ряд методов: герменевтический, аппроксимация, метод идеальных моделей и др. [5]. Они помогут посмотреть на проблему прокрастинации шире, как на культурный феномен.

Современная культура сравнима с легендой о Вавилонской башне. Всё смешалось: мировые религии и философские течения, убеждения разных поколений и национальные традиции. Это смешение произошло за относительно короткий срок, XX и XXI век. Одного дискурса из них не сформировалось, поэтому текущий культурный фон напоминает лоскутное одеяло, а если привести более мрачное сравнение — чудовище Франкенштейна. Примечательно, что роман Мэри Шелли вышел в свет в XIX веке и оказался пророческим с точки зрения этого культурного смешения.

«Стыки» разных элементов обнаруживают непохожесть культурных парадигм. Когда человек некритично воспринимает эту непохожесть, он принимает на веру взгляды на мир, которые противоречат друг другу. Здесь угадываются черты постмодернизма, где в порядке вещей дисгармоничные сочетания и равноправие разнородных элементов. Подобное восприятие вызывает внутренние противоречия, которые сам человек не всегда осознает, но сталкивается с их последствиями.

Как мы выяснили выше, прокрастинация — маркер внутренних противоречий, и далее рассмотрим, какие элементы культуры заставляют нас быть не в ладу с самим собой.

Культура достижений против культуры наслаждений

Считается, что стремление к масштабным достижениям появилось в нашей стране во времена СССР. Для индустриальной эпохи, в которой появился Советский союз, характерно стремление к большим формам и пренебрежение человеческими масштабами. Примерами этого служат плановая экономика и стахановское движение. Но культ достижений родился намного раньше. Стремление к успеху характерно для протестантской культуры, повлиявшей на США, и прослеживается еще в эпоху античности. Его иллюстрируют выражения «Пришел, увидел, победил» и «Быстрее, выше, сильнее».

При этом отсутствие одной идеологии означает отсутствие единых параметров успеха. Что сегодня считать показателем достижений? Руководящая должность, семья, путешествия, недвижимость за границей? Критериев много, и ни один не будет общепризнанным. Принятие культуры достижений при размытой трактовке дезориентирует. Человек, который не понимает, на какие показатели равняться, рискует завязнуть в прокрастинации.

С другой стороны, получило распространение стремление к удовольствию. Оно прослеживается в призывах найти дело по душе, наслаждаться путешествиями, вещами, едой, жить здесь и сейчас. Работа культуры потребления частично объясняет эти призывы. Реклама использует человеческое стремление к удовольствиям и избеганию страданий, чтобы вызвать желание к покупке. При этом культура наслаждения не только инструмент стимулирования потребления. Она укоренилась в общественном сознании намного раньше. Гедонизм как философия провозглашает высшую ценность удовольствия и известен еще с античных времен.

В формировании культуры удовольствий поучаствовали также гуманистическая психология — мотивация как стремление к удовлетворению потребности, и буддизм — свобода от страданий, жизнь здесь и сейчас. Отметим, что в изначальном варианте эти дисциплины не призывают к слепой погоне за наслаждением.

Как пример рассмотрим человека, который берется за работу с полной отдачей. Он прилагает много усилий и не отдыхает, пока не добьется результата. Когда же результат достигнут, наступает переутомление. Даже если человек восполнил свои силы, воспоминания о тяжелом труде вызывают желание избежать страданий и заменить их удовольствиями. В результате он предается лени или «закапывается» в незначительных делах, чтобы оттянуть решение следующей сложной задачи. На уровне поведения проблема выглядит как неумение комфортно организовать работу. На более глубоком уровне мотивов конфликтуют стремление к достижениям и желание удовольствий.

Итак, и культура достижений, и культура наслаждений укоренились в истории человечества и в жизни отдельного человека. Пересечение этих взглядов на мир способно вызвать внутренние противоречия и дезориентацию. Поддаться соблазну или пожертвовать им ради будущего успеха? Проблема с ответом на этот вопрос затягивает в болото прокрастинации и угрожает лишить человека обеих ценностей: и удовольствий, и достижений.

Культура рационализма и пренебрежение чувствами

Традиция разделять разум, эмоции и интуицию началась опять же с античной философии и укрепилась в эпоху Просвещения. Культура рационализма подтолкнула интенсивное развитие науки, а оно стало основой для сегодняшних достижений цивилизации. Наша жизнь зависит от научно-технического прогресса, поэтому рационализм и сегодня вызывает интерес и уважение.

В некоторых случаях стремление к рациональному мышлению превращается в обесценивание. Оно происходит, когда гуманитарные науки ставят по статусу ниже естественных, пренебрегают искусством, отрицают эмоциональную жизнь и интуитивные решения.

При этом, как известно из работ Фрейда и его последователей, поведение человека невозможно объяснить исключительно рациональной мотивацией. Психическая жизнь включает в себя рациональную и иррациональную части. Обесценивание любой из них нарушает целостность психики и ведет к внутреннему конфликту. Как мы видим в анализе подходов к тайм-менеджменту [5], прокрастинация указывает на конфликт между рациональным и иррациональным.

«Рациональное и иррациональное выступают как партнеры в создании нового. С другой стороны, разум становится тюремщиком и стремится удержать иррациональную часть психики в четкой структуре планов и временных ограничений».

Сопротивление этому процессу принимает форму лени и прокрастинации [5].

Рассмотрим страх неудачи в контексте прокрастинации. Этот страх иногда указывает на прошлый неприятный опыт, а иногда — на риски в текущем деле. В любом случае, он предупреждает о возможных препятствиях. Культура рационализма в форме обесценивания чувств предлагает игнорировать этот страх и продолжать действовать. При этом непрожитые эмоции создают нервное напряжение. Если это напряжение достигает уровня, которое психика не выдерживает, включается избегающее поведение, например, в форме прокрастинации.

Итак, вот только некоторые примеры того, как неоднородно устроена современная культура. Противоречия между разными ее элементами ведут к противоречиям в индивидуальных убеждениях, что приводит ко внутренним конфликтам, дезориентации и прокрастинации. Далее рассмотрим, как решить эту проблему.

Продуктивность как производство самого себя

Выход из бега в колесе прокрастинации к продуктивности открывается в сторону творческого отношения. Одна из интерпретаций продуктивности — человек создает сам себя и свою жизнь. Такую мысль встречаем у Х. Арендт, а она, в свою очередь, цитирует К. Маркса [1].

Сама личность человека становится творческим продуктом, а значит, из хаоса образов современной культуры возможно сконструировать собственную картину мира. Современность предлагает опыт прошлых поколений в сочетании с доступностью информации и свободой выбора. Так мы получаем инструменты для конструирования личных убеждений. Осознанный подход помогает воспользоваться этими инструментами, выявлять внутренние противоречия и создавать картину мира под собственные потребности.

Также стоит упомянуть метамодернизм, и метакси-психологию, которая на нем основана. Корень «мета» в названии переводится как «между» и указывает на возможность избежать противопоставления полярных взглядов на мир [7].

Мыслители метамодернизма предложили понятие осцилляции — колебаний между противоположными позициями [7]. Осцилляция отрицает категоричность в выборе и позволяет перемещаться между крайностями в зависимости от ситуации.

Ставить в приоритет достижения или удовольствия? В один момент желание достижений заставляет отказываться от удовольствий, но затем отложенный результат приносит удовлетворение, и в этот момент наслаждение выходит на первый план.

Прислушиваться к разуму или чувствам? Чувственное или рациональное восприятие уместно в зависимости от ситуации. В любом случае, чувства маркируют значимые события, подсказывают, на что обратить внимание, и таким образом направляют работу мысли.

«Для психологии метамодернизм становится более тонким инструментарием анализа субъективности, создает аналитические конструкты, показывающие, как каждый раз заново и по-разному может быть сконфигурирован видимый мир» [3].

Итак, видимый мир не застывает в мыслительных конструктах, а снова и снова меняет конфигурацию. Культура в творческом переосмыслении перестает быть диктатом нормы и становится материалом, из которого личность производит себя и творческий продукт. Этот пластичный, меняющийся процесс помогает не застревать в рутине прокрастинации и двигаться навстречу собственной продуктивности.

Список литературы

1. Арендт Х., Vita active или о деятельной жизни. – М.: Ад Марнингем Пресс, 2017.

2. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. – М.: Издательство «Прометей», 2007. – 292 с.

3. Гусельцева М. С. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 327– 340. – Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/15169/1/02-Guseltseva.pdf (дата обращения: 18.03.2020).

4. Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей. – М.: Альпина нон фикшн, 2015. – 792 с.

5. Ляхова-Трагель М. Тайм-менеджмент в эпоху метамодернизма // Metamodern. Журнал о метамодернизме, 2018. – Режим доступа: http://metamodernizm.ru/time-management/ (дата обращения 18.03.2020).

6. Регев Й. Тезисы о прокрастинации // Художественный журнал Moscow art magazine. — Режим доступа: http://moscowartmagazine.com/issue/6/article/54 (дата обращения 18.03.2020).

7. Vermeulen T. van den Akker R. Notes on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE. 2010. Vol. 2. № 1. Р. 1–14. – Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3402/jac. v2i0.5677 (дата обращения: 18.03.2020).

Обложка: фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: