Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Курт Воннегут даёт будущим властителям пера важнейшие советы о том, как писать рассказы.
Хороший рассказ — это всегда приглашение выйти на поле и включиться в игру вместе с автором. Куда заведёт очередной поворот сюжета? Чем всё закончится? Игра не по правилам! Безвыходное положение! Гол!
Так охарактеризовал этот короткий жанр один из самых необычных писателей XX века Курт Воннегут в предисловии к своему сборнику «Табакерка из Багомбо». Автор уверен, что рассказ — это особый жанр, который может иметь на человека благотворное и необычное воздействие, отличное от воздействия романа, спектакля, кинофильма или телепередачи. Описывая свой детский опыт чтения заветных рассказов на страницах журнала, Воннегут подводит нас к мысли, что «из всех развлекательных повествовательных жанров рассказ больше всего сходен с буддистскими техниками медитации — по своему физиологическому и психологическому воздействию на человека». Именно поэтому писатель призывает читателей не забывать про рассказы, а писателей — почаще обращаться к этому жанру, несмотря на то, что он, казалось бы, остаётся в прошлом. А чтобы успех был гарантирован, Воннегут даёт будущим властителям пера важнейшие советы о том, как писать рассказы.
Вот он, этот краткий начальный курс писательского мастерства:
1. Помните, вас читают незнакомые люди, поэтому используйте время ваших читателей так, чтобы они не пожалели о потраченных на ваш рассказ минутах.
2. В вашем рассказе должен быть хотя бы один персонаж, на стороне которого мог бы оказаться читатель (за которого он готов был «поболеть»).
3. Каждый персонаж вашего рассказа должен к чему-то стремиться и чего-то хотеть — пусть даже стакан воды.
4. Каждая фраза, каждое предложение должны «работать» и выполнять одну из двух функций: либо раскрывать характер персонажа, либо двигать действие вперёд.
5. Начинайте рассказ настолько близко к финалу, насколько это возможно.
6. Будьте садистом. Неважно, насколько симпатичны и невинны ваши главные герои, сделайте так, чтобы с ними случилось нечто ужасное, дабы читатели поняли, чего они стоят.
7. Пишите ради удовольствия только одного человека. Как бы это сказать, если вы откроете окно и займётесь любовью сразу со всем миром, ваш рассказ рискует подхватить пневмонию.
8. Как можно скорее предоставьте вашим читателям максимум информации. К чёрту интригу и напряжение! Читатель должен сразу понять, что происходит, где, когда и почему, хотя бы для того, чтобы он мог самостоятельно закончить рассказ, если вдруг тараканы сожрут несколько последних страниц.
При этом, по мнению Воннегута, одним из самых главных является не первое или последнее, а седьмое правило. Даже мастер короткого рассказа Фланнери О’Коннор, нарушавшая все заветы, вряд ли, по мнению Воннегута, могла обойти стороной седьмой пункт, без соблюдения которого рассказ превращается в безжизненный набор букв:
С моей точки зрения, история, написанная для какого–то конкретного человека, доставляет удовольствие читателям, потому что она создает ощущение сопричастности к действию. Даже если читатель этого не осознает, у него все равно появляется ощущение, что он невольно подслушивает увлекательный разговор двух незнакомых людей, скажем, за соседним столиком в ресторане. Это не просто моя догадка. Так оно и происходит на самом деле.
В целом, советы Курта Воннегута, как писать рассказы, весьма просты, но придерживаться их или нет — дело каждого. Впрочем, я не вижу никаких оснований не верить опыту гениального создателя «Бойни номер пять» и «Колыбели для кошки».