Искусство отвлечения, или как провести время онлайн

Психологи и неврологи о том, как время, проведенное онлайн (например, просмотр видео с котиками, пёсиками и детьми на YouTube), помогает нам работать и повышает творческий потенциал.

С тех пор, как инженер Фредерик Уинслоу Тейлор подсчитал точное количество секунд, которое требовалось рабочим Bethlehem Steel для взмахов лопатой при добыче железной руды, увеличение эффективности используемого времени на рабочих местах стало святым Граалем американского менеджмента. Потом и весь мир последовал за Америкой. Однако современные психологи и неврологи ставят под сомнение укоренившиеся постулаты организации труда: они убеждены, что «пустая трата времени» на работе может сделать нас более творческими и продуктивными, и даже такая,  казалось бы, бессмысленная деятельность, как просмотр забавных видео с кошками на YouTube, способна помочь нам в решении логических задач.

Время, проведённое онлайн

Так, исследование психолога Брента Кокера (Brent Coker) из Университета Мельбурна в Австралии, который на протяжении долгого времени изучал поведение людей в онлайн-среде, показало, что люди, которые на рабочем месте не гнушаются развлечься просмотром видео в Интернете, на целых 9% продуктивнее тех, кто этого не делает.

А пару лет назад профессор психологии Университета Калифорнии Джонатан Скулер (Jonathan Schooler) совместно с аспирантом Бенджамином Баирдом (Benjamin Baird) опубликовал статью под названием «Вдохновлённые отвлечением» Jonathan Schooler, Benjamin Baird «Inspired by Distraction: Mind Wandering Facilitates Creative Incubation» (Psychological Science August 31, 2012), где описал эксперимент, который привёл его к такому выводу:

Участие в простых внешних задачах, позволяющих уму блуждать, может способствовать решению творческих задач.

В рамках своего эксперимента Скулер предложил участникам несколько творческих задач, которые предполагали придумывание вариантов необычного использования бытовых предметов. Участники должны были продемонстрировать максимум оригинальности и креативности. После выполнения контрольного теста Скулер разделил испытуемых на группы и каждой из групп предоставил 12-минутную передышку, инкубационный период, в который они не должны были думать о предложенных им творческих заданиях (подробнее об инкубации и других этапах творчества).

У каждой группы был свой инкубационный период: участники одной группки должны были решать сложные задачи на запоминание, другие решали несложные задачки, предполагающие спокойное блуждание ума, третьи выполняли задания, которые помогали им отдохнуть. У четвёртой группы не было инкубационного периода, как у остальных. После этого всем четырём группам дали новую порцию творческих задач, в которых фигурировал хотя бы один объект из первого раунда. Как оказалось, группа, которая в инкубационный период решала несложную задачу, показала наиболее высокие результаты решения творческих заданий.

Самым удивительным в наших результатах стало то, что выполнение несложной задачи в перерыве между решением творческих заданий дало лучший эффект, чем отдых,  — отмечает Скулер.

Однако не совсем ясно почему. У Скулера, конечно, есть догадки:

Я склоняюсь к тому, что, если вы занимаетесь несложными задачами, это в какой-то мере избавляет вас от череды навязчивых мыслей… Это из разряда ситуаций, когда вы выполняете параллельно несколько бытовых дел и не задерживаетесь надолго ни на одной мысли. Много различных идей входят в вашу голову и покидают её, а запущенный ассоциативный процесс приводит к творческой инкубации.

Скулер не одинок в своём заключении. Ещё в 2006 году психолог Ап Дайкстахьюиш (Ар Dijksterhuis) из Университета Радбауд Нидерландах также обнаружил, что люди, которым поручено комплексное решение какой-либо задачи, справляются с этим лучше, когда у них есть короткий период отвлечения от основной деятельности. В рамках своего исследования Дайкстахьюиш представил участникам список автомобилей и их характеристик, как положительных, так и отрицательных. Затем он попросил участников дать оценку качества автомобилей. Одна группа должна была проанализировать информацию, которую они получили, в течение четырёх минут, прежде чем сделать свои оценки. Другую группу попросили выполнить «отвлекающую задачу» в течение четырёх минуты перерыва. Группа, которой предложили дополнительную «отвлекающую задачу», лучше справилась с основным заданием.

Как провести время онлайн с пользой

Источник: Depositphotos.com.

Через несколько лет студент Университета Карнеги-Меллон Джеймс Бёрсли (James Bursley), профессор психологии Дэвид Крессвелл (David Cresswell) и исследователь из Северо-Восточного университета Аджай Сапьют (Ajay Satpute) воспроизвели исследование Дайкстахьюиш. Но они пошли ещё дальше: чтобы отслеживать активность мозга испытуемых, они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). Их исследование подтвердило, что нейронные процессы, отвечающие за решение задач, активизировались в моменты  «бессознательного мышления». По мнению Бёрсли, это обусловлено тем, что бессознательное мышление и работа сознательной мысли привлекают к участию «отдельные непересекающиеся нейронные области». Так, нейронные зоны, отвечающие за бессознательное мышление, продолжают обработку ранее поступившей информации, что приводит к бессознательному принятию решений и вызову сознания, когда это необходимо. С точки зрения непрофессионала это означает, что мы в состоянии уделять внимание одной задаче (просмотр видео с котиками) при решении другой (сложные логические задания).

Краткие периоды бессознательного мышления могут усовершенствовать процесс принятия решений.

Если говорить о том, какого рода отвлечения лучше, то у исследователей есть один маленький совет. Так, психолог Бёрсли отмечает:

То, на что вы отвлекаетесь, должно быть максимально далеко от тех тем, которые обрабатываются вашим подсознанием.Если вы хотите, чтобы ваш мозг бессознательно искал решение логической задачи, хорошо бы отвлечься на что-то предельно далёкое от логики и математики, например, на теннис или что-то в этом роде.

Исследования учёных в этой области дали толчок новым поискам современных разработчиков. Так, предприниматель Жак Хабра (Jacques Habra) мечтает создать систему «идеального отвлечение». Его стартап Mobile Therapy разрабатывает приложение, цель которого — предлагать контент, в котором человек нуждается в данную минуту. Вы говорите, какой тип контента вас интересует (еда, животные, юмор, сострадание и т.д.), и программа предлагает вам бесконечный поток клипов и изображений по заданной теме. Со временем Mobile Therapy узнаёт, на что вы лучше всего реагируете, и начинает фильтровать список в соответсвии с вашими предпочтениями.

«Такого рода разработка, согласно нашим исследованиям, способствует творчеству. И на это есть две причины». — отмечает Скулер, который помогал разрабатывать программное обеспечение:

Во-первых, это повышает настроение (это установленный факт), а вещи, поднимающие настроение, приводят к повышению творческого потенциала. И вторая причина кроется в том, что такое ПО обеспечивает отвлечённый перерыв.

Хабра говорит, что изображения, которые заставляют нас подумать о будущем или вдохновляют на новые исследования, отлично подходять на роль «отвлекателей». Но, как он отмечает, нам нужны образы, в которых отсутствует эго, образы, которые не связаны со спецификой нашей жизни:

Когда люди устраивают перерыв в работе и ныряют в ленту Facebook, их захватывает опыт их эго. Они видят чьи-то фотографии из отпуска и думают: «Почему это не я? Жаль, что я не был тоже в отпуске».

Время, проведённое онлайн
Источник: Flickr.com.

Вполне логично. Особенно, если учесть, что в последнее время то и дело появляются исследования, результаты которых показывают, что увлечение соцсетями и сравнение своих успехов с успехами своих друзей может привести к депрессии. Так что если вы хотите получить максимальную отдачу от времени, проведённого онлайн, и не разочароваться внезапно в своей жизни, лучше смотрите видео про путешествия на YouTube, а не на фото отдыха ваших друзей в Facebook.

Однако не стоит забывать, что злоупотребление приведённым здесь методом вполне может привести к гедонистической адаптации (подробнее об этом читайте в нашей статье про выход из зоны комфорта) — состоянию, в котором положительные стимулы перестают иметь на нас эмоциональное воздействие. Так что, как всегда, наша задача сводится к тому, чтобы найти золотую середину, которая поможет нам успешно сочетать работу, творчество и отдых.

Думается, призрак Фредерика Уинслоу Тейлора должен кивать нам в знак одобрения: наконец-то последняя неуправляемая часть рабочего дня утрачивает статус бесполезности и время, проведенное онлайн, воспринимаемое нами в качестве отдыха, на самом деле лишь подготавливает нас к дальнейшим свершениям.

По материалам: «How to waste time properly», Nautil.us.

Обложка: Francesco Izzo.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: