Подмена понятий: почему гуманитарий не всегда гуманист?


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Попытка разобраться в том, что собой представляет человек, как он взаимодействует с обществом и где проходят границы его свободы, стала толчком к развитию сначала гуманитарных, а потом и социологических дисциплин. Но насколько современное гуманитарное образование соответствует этим задачам и всегда ли гуманитарий — гуманист? Является ли PR-менеджер, политтехнолог или маркетолог, продумывающий способы управления человеческим поведением, гуманитарием в том историческом смысле, о котором идет речь? Разбираемся с Александром Алехновичем.

Традиционно принято считать, что гуманитарные дисциплины изучают деятельность человека, а социальные – устройство общества. Различие между гуманитарными и социальными науками связано со спецификой их происхождения. Размышлять о проблеме человека и общества стали еще со времен древнегреческой философии. Тогда появлялись попытки осмыслить и выделить человеческое в сравнении с природным (номос – «закон» и фюсис – «природа»), дать определение человеку («разумное животное», «политическое животное»), классифицировать разные формы общественного устройства. Познание природы и человека было частью философии и не выделялось в специфические науки, так как знание (греч. επιστήμη) являлось единой областью истины в отличие от многообразия ложных мнений. Разделение на дисциплины, а также методологическое обоснование гуманитарных и социальных наук произошло только в 19 веке и продолжилось в 20 веке.

Современные гуманитарные науки имеют своим истоком ренессансный гуманизм. Гуманисты создали программу по воспитанию и познанию человека (лат. studia humanitatis) в противовес познанию божественной сферы (лат. studia divinitatis). В новых исторических условиях гуманисты обращаются к античному идеалу просвещения души (греч. παιδεἰα), утверждая свободного человека и гражданина, способного созидать самого себя. Постижение человеческой природы раскрывалось через чтение, переводы и комментирование классиков греко-латинской литературы. Отсюда две важные особенности гуманитарного знания (лат. humaniora) – ориентация на письменную диалогическую традицию и герменевтическое искусство интерпретации чужих текстов. Поэтому работа с текстами означает обращение к опыту другого сознания. Именно письменные тексты и диалог стали основным источником гуманитарного познания.

В чем же особенность этого познания? Предметом гуманитарных наук является человек в историческом опыте своей культуры. В культуре человек выражает и понимает смыслы и ценности, которые он разделяет с другими людьми. На этой основе создается общность совместной жизни. Познание в гуманитарных науках субъективно: в нем всегда присутствует личность ученого. В процесс познания встроено индивидуальное понимание исследователя, его этические, эстетические и идеологические предпочтения. Это не считается недостатком гуманитарного знания, но его отличительной особенностью. За каждым текстом стоит личность человека. Личность может понимать только другую личность. Интерпретировать опыт других людей – значит понимать их жизненную историю. События опыта можно понять, если сложить из них целостное повествование, реконструировать чужой рассказ о себе и мире.

Отсюда выделяют понимание как особый способ гуманитарного познания. Он состоит в истолковании культурно-исторических явлений, вхождение в их ситуацию. Интерпретация человеческих феноменов всегда включает ситуацию познающего и познаваемого. Это определяет как дистанцию между культурами и эпохами, так и условия их взаимопонимания в диалоге.

Отношение человека к обществу и самому себе в гуманитарной перспективе рассматривается с точки зрения идеала свободной и творческой личности. Быть свободным означает возможность определять себя, невзирая на обстоятельства. Гуманисты называли свободу самоопределения добродетелью (лат. virtus) личности. Человек не рождается в культуре, а усваивает ее через образование, буквально формируется (от нем. Bildung) культурой из природного материала. Образование направленно на овладение человеком ценностного содержания культуры для свободного распоряжения собой. Цель образования — достижение образца совершенного человека. Прояснение и формирование этого образца (чему и как воспитывать?) остается делом гуманитарной мысли (педагогика).

Таким образом, можно выделить три компонента: гуманистика – самосозидание человека в культуре, гуманитаристика – область человеческого самопознания, гуманитарные науки – инструмент для такого созидания и познания человека. В этом заключается культурное значение гуманитарного образования в университетах.

Примечательно, что в англоязычном мире это было учтено в разнице терминов. Гуманитарное знание обозначается понятием human studies («исследования человека») или humanities, но никогда как science (объективная «наука» в строгом смысле). К первому относят изучение всего того, что касается ценностных мотивов человеческого поведения. Ко второму – изучение всего того, что можно объяснить с помощью материальных фактов и причин.

Социальное познание исторически тяготеет именно к физическим наукам. Социальные науки появились в ответ на кризис гуманитарных наук. Необходимость социального познания возникла в результате «отставания» гуманитарных знаний от естественнонаучных. Новые науки исследовали закономерности общественного развития на основе описания и систематизации эмпирических фактов. Первый социолог О. Конт называл свой исследовательский проект «социальной физикой», подчеркивая близость своего метода к естественным наукам.

Предмет социальных наук – общественное устройство людей и его закономерности. Там, где ищут закономерности, там находят регулярные связи, а значит, основу для прогнозирования и управления. Именно с целью управления обществом и решения общественных проблем появилась социология. Родственная ей антропология (не биологическая) возникла для изучения уже не европейских, а туземных обществ с целью управления колониальными территориями. Впрочем, первоначальный европоцентризм этих наук постепенно был изгнан под влиянием новых условий. Еще одним источником социальных наук были «моральные науки» (moral sciences) 18-19 веков. В отличие от физических дисциплин они изучали моральные законы и факты политического, экономического, правового и этического поведения человека. Из них во второй половине 19 века появились современные политология, экономика и психология.

Социальное познание объективно: личность ученого как бы выключена из отношения с объектом изучения, важен только получаемый результат. Процедура исследования заключается в сборе и обработке статистических данных с последующей концептуализацией и включением в объяснительную схему. Объяснять – значит искать причины явлений и включать эти явлений в общие закономерности. В социальном познании субъект активно воздействует на пассивный объект изучения. Пассивность объекта создает возможности по прогнозированию, управлению и контролю социальных систем. Люди становятся объектом целенаправленного воздействия со стороны проектировщиков (например, в маркетинге или государственном управлении). Это может являться научной основой для проектирования человеческого поведения (социальная инженерия). Обратной стороной такого подхода выступает манипуляция с социальным поведением в далеких от науки целях (политические технологии).

Зададимся теперь вопросом, все ли выпускники гуманитарных факультетов являются гуманитариями? Является ли PR-менеджер или специалист по рекламе гуманитарием в том историческом смысле, который мы отметили? И связан ли эксперт по проектному менеджменту с гуманистическим идеалом свободной личности? Возможно, их область знания получит в 21 веке другое имя. Более подходящее к современному способу мыслить человека.

На обложке: Автопортрет Рафаэля в графической версии У. Холла

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: