Подмена понятий: почему гуманитарий не всегда гуманист?



Попытка разобраться в том, что собой представляет человек, как он взаимодействует с обществом и где проходят границы его свободы, стала толчком к развитию сначала гуманитарных, а потом и социологических дисциплин. Но насколько современное гуманитарное образование соответствует этим задачам и всегда ли гуманитарий — гуманист? Является ли PR-менеджер, политтехнолог или маркетолог, продумывающий способы управления человеческим поведением, гуманитарием в том историческом смысле, о котором идет речь? Разбираемся с Александром Алехновичем.

Традиционно принято считать, что гуманитарные дисциплины изучают деятельность человека, а социальные – устройство общества. Различие между гуманитарными и социальными науками связано со спецификой их происхождения. Размышлять о проблеме человека и общества стали еще со времен древнегреческой философии. Тогда появлялись попытки осмыслить и выделить человеческое в сравнении с природным (номос – «закон» и фюсис – «природа»), дать определение человеку («разумное животное», «политическое животное»), классифицировать разные формы общественного устройства. Познание природы и человека было частью философии и не выделялось в специфические науки, так как знание (греч. επιστήμη) являлось единой областью истины в отличие от многообразия ложных мнений. Разделение на дисциплины, а также методологическое обоснование гуманитарных и социальных наук произошло только в 19 веке и продолжилось в 20 веке.

Современные гуманитарные науки имеют своим истоком ренессансный гуманизм. Гуманисты создали программу по воспитанию и познанию человека (лат. studia humanitatis) в противовес познанию божественной сферы (лат. studia divinitatis). В новых исторических условиях гуманисты обращаются к античному идеалу просвещения души (греч. παιδεἰα), утверждая свободного человека и гражданина, способного созидать самого себя. Постижение человеческой природы раскрывалось через чтение, переводы и комментирование классиков греко-латинской литературы. Отсюда две важные особенности гуманитарного знания (лат. humaniora) – ориентация на письменную диалогическую традицию и герменевтическое искусство интерпретации чужих текстов. Поэтому работа с текстами означает обращение к опыту другого сознания. Именно письменные тексты и диалог стали основным источником гуманитарного познания.

В чем же особенность этого познания? Предметом гуманитарных наук является человек в историческом опыте своей культуры. В культуре человек выражает и понимает смыслы и ценности, которые он разделяет с другими людьми. На этой основе создается общность совместной жизни. Познание в гуманитарных науках субъективно: в нем всегда присутствует личность ученого. В процесс познания встроено индивидуальное понимание исследователя, его этические, эстетические и идеологические предпочтения. Это не считается недостатком гуманитарного знания, но его отличительной особенностью. За каждым текстом стоит личность человека. Личность может понимать только другую личность. Интерпретировать опыт других людей – значит понимать их жизненную историю. События опыта можно понять, если сложить из них целостное повествование, реконструировать чужой рассказ о себе и мире.

Отсюда выделяют понимание как особый способ гуманитарного познания. Он состоит в истолковании культурно-исторических явлений, вхождение в их ситуацию. Интерпретация человеческих феноменов всегда включает ситуацию познающего и познаваемого. Это определяет как дистанцию между культурами и эпохами, так и условия их взаимопонимания в диалоге.

Отношение человека к обществу и самому себе в гуманитарной перспективе рассматривается с точки зрения идеала свободной и творческой личности. Быть свободным означает возможность определять себя, невзирая на обстоятельства. Гуманисты называли свободу самоопределения добродетелью (лат. virtus) личности. Человек не рождается в культуре, а усваивает ее через образование, буквально формируется (от нем. Bildung) культурой из природного материала. Образование направленно на овладение человеком ценностного содержания культуры для свободного распоряжения собой. Цель образования — достижение образца совершенного человека. Прояснение и формирование этого образца (чему и как воспитывать?) остается делом гуманитарной мысли (педагогика).

Таким образом, можно выделить три компонента: гуманистика – самосозидание человека в культуре, гуманитаристика – область человеческого самопознания, гуманитарные науки – инструмент для такого созидания и познания человека. В этом заключается культурное значение гуманитарного образования в университетах.

Примечательно, что в англоязычном мире это было учтено в разнице терминов. Гуманитарное знание обозначается понятием human studies («исследования человека») или humanities, но никогда как science (объективная «наука» в строгом смысле). К первому относят изучение всего того, что касается ценностных мотивов человеческого поведения. Ко второму – изучение всего того, что можно объяснить с помощью материальных фактов и причин.

Социальное познание исторически тяготеет именно к физическим наукам. Социальные науки появились в ответ на кризис гуманитарных наук. Необходимость социального познания возникла в результате «отставания» гуманитарных знаний от естественнонаучных. Новые науки исследовали закономерности общественного развития на основе описания и систематизации эмпирических фактов. Первый социолог О. Конт называл свой исследовательский проект «социальной физикой», подчеркивая близость своего метода к естественным наукам.

Предмет социальных наук – общественное устройство людей и его закономерности. Там, где ищут закономерности, там находят регулярные связи, а значит, основу для прогнозирования и управления. Именно с целью управления обществом и решения общественных проблем появилась социология. Родственная ей антропология (не биологическая) возникла для изучения уже не европейских, а туземных обществ с целью управления колониальными территориями. Впрочем, первоначальный европоцентризм этих наук постепенно был изгнан под влиянием новых условий. Еще одним источником социальных наук были «моральные науки» (moral sciences) 18-19 веков. В отличие от физических дисциплин они изучали моральные законы и факты политического, экономического, правового и этического поведения человека. Из них во второй половине 19 века появились современные политология, экономика и психология.

Социальное познание объективно: личность ученого как бы выключена из отношения с объектом изучения, важен только получаемый результат. Процедура исследования заключается в сборе и обработке статистических данных с последующей концептуализацией и включением в объяснительную схему. Объяснять – значит искать причины явлений и включать эти явлений в общие закономерности. В социальном познании субъект активно воздействует на пассивный объект изучения. Пассивность объекта создает возможности по прогнозированию, управлению и контролю социальных систем. Люди становятся объектом целенаправленного воздействия со стороны проектировщиков (например, в маркетинге или государственном управлении). Это может являться научной основой для проектирования человеческого поведения (социальная инженерия). Обратной стороной такого подхода выступает манипуляция с социальным поведением в далеких от науки целях (политические технологии).

Зададимся теперь вопросом, все ли выпускники гуманитарных факультетов являются гуманитариями? Является ли PR-менеджер или специалист по рекламе гуманитарием в том историческом смысле, который мы отметили? И связан ли эксперт по проектному менеджменту с гуманистическим идеалом свободной личности? Возможно, их область знания получит в 21 веке другое имя. Более подходящее к современному способу мыслить человека.

На обложке: Автопортрет Рафаэля в графической версии У. Холла

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: