Депрессия в кино: о чем нам говорят картины фон Триера и других?

Как именно депрессия влияет на нашу личность, поведение и поступки? О чем говорит мнимая или реальная беспомощность? Что такое симптом болезненного бесчувствия и меланхолический ступор? Почему попытки самоубийства иногда совершают те, кто не имеют для этого объективных причин во внешней, реальной жизни? И как данное заболевание, принявшее характер эпидемии, отражается в киноискусстве? Анализируем фильмы про депрессию вместе с врачом-психотерапевтом Ольгой Левковской и клиническим психологом Александрой Парлашкевич.

С 1915 года международные исследования свидетельствуют о том, что опасность подвергнуться тяжелой депрессии постоянно возрастает. В тот или иной период жизни до 18% взрослого населения планеты могут переживать депрессивный эпизод. Вот почему депрессия, депрессивное расстройство, меланхолический склад характера нередко становятся предметом не только научных и научно-популярных исследований, но и подробно рассматриваются в художественных произведениях, в том числе и в фильмах.

Рассмотреть основные симптомы депрессии авторы сайта Psynema.ru (врач-психотерапевт Ольга Левковская и клинический психолог Александра Парлашкевич) предлагают на примере двух фильмов: «Меланхолия» (реж. Ларс фон Триер, 2011) и «Сильвия» (реж. Кристин Джэффс, 2003 г.). Тем, кто захочет пополнить свои знания, используя ресурс современного киноискусства, мы рекомендуем обратиться к другим кинообзорам Psynema по данной теме и художественным книгам (см. рекомендации).

Начнем с «Меланхолии»: шикарная свадьба не приносит никакой радости Жюстин:

«Я как будто тащусь сквозь эту серую шерстяную пряжу, она цепляется к ногам, ее так тяжело тянуть за собой».

Ей тяжело быть на людях и играть роль счастливой невесты, она тяготится не только обществом гостей, но и своего возлюбленного, пытаясь уединиться то в ванной комнате, то в спальне с маленьким племянником. Стоические усилия невесты соответствовать ожиданиям жениха, семьи, сестры, гостей не могут увенчаться успехом, депрессия накрывает её, практически она тонет в ней, в конце торжества уже мало беспокоясь о том, чтобы «сохранять лицо».

Зададимся вопросом: отчего девушка, выходящая замуж по любви, убегает от жениха прямо во время брачной церемонии для случайной близости с первым встречным?

Данное поведение можно понять, зная определенные природные защиты, возникающие в ответ на сильнейшие душевные страдания у некоторых людей с депрессией. В своем крайнем выражении данный симптом известен под названием болезненного бесчувствия. Человек как бы перестает ощущать яркость окружающего мира в прямом смысле, становится безразличным к чувствам и переживаниям своих близких людей, изменяясь эмоционально. Иногда, чтобы почувствовать хоть что-то, человек готов причинить себе физическую боль.


Читайте также: Нарциссизм и страх близости: что такое эмоциональная недоступность


В случае Жюстин можно предположить наличие у нее болезненного эмоционального бесчувствия. Вернуть себе хотя бы какие-то чувства она решила, вступив в сексуальную связь с незнакомцем во время свадебного торжества.

Уже после неудавшейся свадьбы дальнейшее развитие болезни приводит Жюстин обратно в особняк сестры практически в ступорозном состоянии. Меланхолический ступор описывается как состояние двигательной обездвиженности, вплоть до оцепенения. Жюстин предпринимает усилия жить обычной жизнью в ответ на заботу и ласку сестры, однако практически не достигает успеха. Это видно в сцене в ванной, а также во время семейного обеда. Пробуя любимый мясной рулет, Жюстин говорит о том, что он «на вкус как пепел», демонстрируя еще один яркий симптом депрессии – потерю аппетита, удовольствия от еды и искажение вкусовых ощущений.

Депрессия, по мнению психоаналитика Шандора Радо, делает людей зависимыми от другого человека в том, что касается удовлетворения их потребностей и самоуважения. Психоаналитик Эдвард Бибринг подчеркивает, что депрессия нашептывает людям об их бессилии и беспомощности. За переживанием мнимой или реальной беспомощности скрывается желание человека, столкнувшегося с депрессией, быть любимым, быть хорошим, не испытывать агрессии и ненависти, быть сильным.

В свою очередь, когнитивная модель депрессии отводит центральную роль процессам переработки информации. Избирательная фокусировка внимания на негативных аспектах опыта, согласно А. Беку, блокирует адекватную переработку положительных событий и воспоминаний, что объясняет безнадежность, утрату мотивации, самообвинения и суицидальные желания.

Содержание автоматических мыслей людей, попавших под влияние депрессии, А. Бек описал с помощью термина «негативная когнитивная триада», которая включает в себя негативную оценку собственной личности (наиболее ярко негативное отношение к себе проявляется в ходе свадьбы: праздник — не в радость, единственное желание Жюстин — скрыться в ванной), негативный взгляд на будущее («Все могло быть иначе… — Но, Майкл, на что ты рассчитывал?»), негативный взгляд на мир в целом («Жизнь на Земле — это зло»).

Не обращаясь за профессиональной помощью, сестра Жюстин окружает ее любовью, вовлекая в выполнение посильной работы: сбор ягод, уход за растениями и любимой лошадью, конные прогулки. 95% людей с депрессией в первую очередь обращаются за помощью к близким и друзьям, а не к специалистам. Посильная физическая нагрузка и трудотерапия также зарекомендовали себя как эффективный способ уменьшения влияния депрессии на жизнь человека.

Постепенно симптоматика смягчается, Жюстин начинает есть, а по мере приближения смертельной опасности в виде голубой планеты, она и вовсе преображается, мы видим явное улучшение в ее состоянии.

Для Жюстин катастрофа желаема и ожидаема, она не внушает ей страха и ужаса, ее неизбежность поднимает ее в финальной сцене на какую-то недостижимую простому смертному высоту духа, принятия судьбы и конца, своих и человечества. Ее фраза: «Земля — это зло. Не нужно по ней горевать. Никто не станет о ней сожалеть», — объясняет всю глубину одиночества, разочарования и безысходности, царящих в душе девушки.

 

◊ ◊ ◊

Фильм «Сильвия» основан на биографии американской писательницы и поэтессы, одной из основоположниц жанра «исповедальной поэзии» Сильвии Плат.

Признания Сильвии, по крайней мере, о двух неудавшихся суицидальных попытках, совершенных ею в юности, рисуют портрет девушки с затаенной душевной болью. Суицидальные попытки не имеют каких-либо побудительных причин в реальной жизни, по крайней мере, героиня не рассказывает об особенно горестных переживаниях или ситуациях. Но обе попытки могут быть расценены как истинные суицидальные попытки, так как служили непосредственно цели уйти из жизни, совершались опасными методами и могли закончиться фатально.


По теме: Диалог насмерть: почему так популярны группы смерти и в чём причина подростковых суицидов


Чем дальше, тем больше фильм разворачивает перед нами панораму душевной боли и безысходности молодой женщины. Сильвия перестает получать удовольствие в начале от общения с любимым мужем, потом — вообще от жизни. Здесь можно говорить об ангедонии, то есть утрате способности получать удовольствие, испытывать радость от того, что раньше приносило позитивные эмоции: от вкусной еды, любимого дела, хобби, музыки, спорта, человеческих отношений.

Постоянная внутренняя тревога и напряжение пропитывают и буквально отравляют ее жизнь с любимым человеком. Жизнь Сильвии омрачена невидимой тенью, бесконечная тревога о возможной измене мужа, предполагаемые соперницы не дают ей ощутить всю полноту и радостную легкость бытия, столь свойственные юности. Важно отметить, что Сильвия с мужем ведут довольно уединенный образ жизни. Сильвия нередко остается одна, но даже будучи физически рядом с супругом, чувствует его эмоциональную отстраненность.

Швейцарский психиатр Эуген Блейлер так описывает подобные состояния:

«…все переживания внутренние и внешние сопровождаются душевной болью разной степени…и кроме того он ждет в будущем для себя и своих близких еще худшего, самого плохого, что можно только себе вообразить…Мышление не только окрашено в неприятный тон, но кроме того вообще затруднено, только тяжелые мысли приходят в голову; мысли приятного содержания появляются в качестве мимолетных представлений и не имеют влияния на суждение и самочувствие больного».

Особый интерес представляет творчество поэтессы, которое, по мнению российского психиатра М.Е. Бурно, может быть рассмотрено как попытка самолечения, стихийной помощи Природы для облегчения недуга. Но пример Сильвии Плат показывает, что при тяжелых расстройствах стихийная сила Природы должна направляться и упорядочиваться рукой врача.

Восхитимся тем, как смогла выживать с помощью творчества так долго и мучительно страдавшая девушка, женщина, как много загадок оставила она:

Порез (Cut)

Сьюзан О’Нил Роу

Какой восторг —
Большой палец вместо головки лука.
Верхушку почти снесло
Кроме кусочка кожи —

Вроде петельки.
Лоскуток вроде шляпки,
Мертвенно-бел.
Потом — красный плюш.

Маленький пилигрим,
Индеец снял с тебя скальп.
Твой ковер в форме
Индюшачьей бородки

Расстелен прямо из сердца.
Я по нему ступаю,
Вцепившись в пузырек
Розовой шипучки.

Это праздник.
Устремился в прорыв
Солдат миллион,
В красных мундирах все как один.

На чьей стороне они?
О мой
Гомункул, я больна.
Таблетку приняла

Убить щемящее
Бумажное ощущенье.
Саботажница,
Камикадзе —

Пятно на твоей повязке
Ку-клукс-клановой,
Бабушкиной косынке
Потемнело и погрязнело

И когда
Шарообразная мякоть сердца
Попадает на жернова
Своей мельнички–тишины,

Как подскакиваешь ты,
Раненый ветеран,
С кусочком культи,
Грязная девчонка, дрянь Перевел Ян Пробштейн. Источник: Стихи.ру.

 

Предупреждение:

  1. Депрессия может вызывать у человека появление суицидальных мыслей, при этом данные мысли и намерения идут в полном противоречии с личностными ценностями и смыслами (например, верующий человек желает вопреки канонам своей веры покончить жизнь самоубийством; или любящая мать – Сильвия — включает газовую горелку, что при других обстоятельствах могло вполне повлечь за собой не только смерть поэтессы, но и обоих ее детей).
  2. Своевременное обращение к врачу-психиатру в случае депрессии, прием необходимой антидепрессивной терапии поможет предотвратить появление «дурных» суицидальных мыслей (Бурно М.Е.).
  3. Депрессия со стойкими суицидальными намерениями является показанием для госпитализации в стационар, вплоть до стабилизации эмоционального состояния и редукции суицидальных намерений.

 

Рекомендуем почитать и посмотреть:

Фильмы про депрессию«Невидимая» (реж. К. Швохов, 2012 г.), «Прерванная жизнь» (реж. Дж. Мэнголд, 1999 г.), мультфильм «Головоломка» (реж. П. Докер, Р. дел Кармен, 2015 г.) и наши кинообзооры по ним на сайте Psynema.ru. Другие фильмы: «Бобер», «Королева земли».

Книги: С. Плат «Под стеклянным колпаком», Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (пример подростковой депрессии), А.В. Шувалов, О. Ж. Бузик «Вечные спутники: творчество и аффективные расстройства» (патографические исследования творчества людей, страдавших аффективными расстройствами).

Обложка: картина Э. Мунка «Пепел» (1895).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: