«Автор, ножницы, бумага»: 14 уроков для пишущих людей

От замысла до трехмерного взгляда на историю: в издательстве «МИФ» вышла книга «Автор, ножницы, бумага». Мы проштудировали ее и выбрали для пишущих людей несколько полезных советов, как придумать и сформулировать тему для текста (статьи, книги, питча, письма, поста), написать его и самостоятельно отредактировать.

Берите ручку, лист бумаги и начинайте писать! Не испытываете ли вы при этом чувство страха? Не боитесь, что бумага скажет о вас слишком много: что автор глуп и недальновиден, что он — заурядный и неинтересный человек, что бумага обнажит его ошибки и изобличит его невежество. Эти сомнения возникают, потому что нам кажется, что писать — значит писать достойно, создавать нечто прекрасное и вечное; мы относимся к этому с трепетом, подразумевая, что входим в сферу избранного, сакрального предназначения — ведь только исключительным личностям даровано это право: писать! Совсем не случайно литература для нас – это альтернатива религии, а писатели почитаются как святые. Но, во-первых, пока сам не попробуешь – никогда этого точно не узнаешь; а во-вторых, писать можно по-разному и преследуя разные цели. Одно остаётся неизменным: умение писать интересно, доступно и оригинально – важный навык, и этому можно научиться. Освоить писательское ремесло — доступно каждому, в этом уверен Николай Кононов, писатель, журналист, редактор, работавший в «Известиях» и журнале «Forbes«, сегодня он владеет двумя изданиями —  Hopes&Fears и Secretmag.ru.

"Автор. Ножницы. Бумага"

© Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

В своей новой книге «Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков» Н.В. Кононов делится своими профессиональными знаниями. По его мнению, никакого секрета тут нет, и для того чтобы «овладеть магией слова», не обязательно быть благословлённым на это небом. Правда в том, что небо очень щедро обошлось с каждым из нас, и все мы носим в себе искру творчества, которая может разгореться, если её не погасить неверием и бездействием.

«15 лет работы с текстами и их авторами убедили меня, что каждый носит в себе потенциал оригинального рассказчика. Но как разбудить этот потенциал?»


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Внутренний творец: руководство по эксплуатации от Джулии Кэмерон


Содержательной основой книги стали курсы, которые создавал и вел её автор. Это советы в действии, проверенные на слушателях курса, не отстранённые умозрения, а практика. Своей книгой автор как бы говорит: «Не мечтайте — пишите, пишите много, редактируйте, не жалейте слова, вычёркивайте, ищите свой стиль, не бойтесь себя, своего опыта – он делает нас неповторимыми».

«Язык отражает опыт. У всех нас есть своя социальная и интеллектуальная история. Мы жили в таких-то обстоятельствах и читали такие-то книги, попадали под влияние таких-то людей и просто запоминали такие-то обороты. Не надо своей истории стесняться. Именно она даёт вам и вашему мышлению, языку уникальное сочетание разных взглядов на ситуации, реакции, способов выражать себя».

Учебный курс включает 14 уроков-ступенек, что равно количеству глав в книге. Каждая глава начинается краткой аннотацией. В конце автор подводит итог изложенному выше и перечисляет действия, которые должен предпринять начинающий писатель или журналист – как надо и как не надо писать.

«Я собрал под этой обложкой все ментальные и технические приёмы и постарался рассказать о них просто и внятно. […] Уверен, что мой метод подойдёт и учёным, и репортёрам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам – всем, кто воздействует словом на ход событий».

Автор не претендует на уникальность своего метода, он отдаёт должное таким эталонным книгам, как «Слово живое и мёртвое» Норы Галь и «Как надо и не надо издавать книги» Аркадия Мильчина. Но у книги «Автор, ножницы, бумага» есть одно большое преимущество – она говорит о творчестве в современных российских условиях, даёт ясные и практические советы не только о том, как писать, но и как размещать публикации, работать с издателями и смотреть на текст глазами редактора («трехмерный взгляд на историю»). Книга рассказывает, чего нужно остерегаться и что необходимо учитывать.

«Правда, книга в России – это не способ заработать. Вы получите копейки, особенно в первый раз. Но, с другой стороны, книга – инструмент продвижения личного бренда и, следовательно, повышения капитализации».

Это своеобразный справочник, позволяющий ориентироваться в мире текстов, мире неоднородном, где есть своя иерархия и свои законы. И поскольку Кононов сам прошёл через опыт написания текстов различных жанров, его книга представляет собой обобщение этого опыта. Не голословно, но наглядно и с примерами Кононов даёт нам шанс увидеть изнанку жизни автора, разобрать схемы построения текстов, увидеть твёрдый каркас, на который нанизываются слова, а потом получаются посты, статьи, рассказы, очерки. Именно: посты и очерки в одной книге!

Николай Кононов подкрепляет свои утверждения убедительными примерами из публицистики и художественной литературы. Так, в главе о редактировании он проницательно подмечает разницу между первым и окончательным вариантами рукописи Пушкина «Евгений Онегин». Он пишет:

«Первая же страница черновика одной из глав «Евгения Онегина» ошеломила. Исходный текст был плоским, похожим на перевод, слова не ложились на язык, как происходит, когда читаешь «Онегина». Поверх текста было столько правок, исправлений и клякс, что, казалось, автор побил рукописью комаров.

 

С тех пор я успокоился насчёт того, что писать сразу набело не получится. Правка помогает найти точные формулировки, и это нормально».

В книге можно найти множество своеобразных текстуальных гиперссылок на работы известных журналистов и эссеистов, которые могут стать прекрасным дополнением в изучении затронутой темы.

«Пол Грэм – один из самых крупных специалистов по венчурным инвестициям и стартапам в мире. При этом он пишет свои эссе так, что по первым нескольким фразам  – что в переводе, что в оригинале – я узнаю его голос.

 

Пример – случай с участием одного из величайших ныне живущих журналистов, Майкла Льюиса, автора бестселлеров «Покер лжецов», Voneyball и других. Журнал Vanity Fair попросил его написать очерк о президенте Америки Бараке Обаме […]».

Ну а уж если вы наверняка решили стать профессиональным автором, тогда вам надо знать нечто страшное: каждого автора рано или поздно настигает творческая хандра, время, когда не пишется и когда все написанное кажется тривиальным, примитивным и неимоверно скучным. Но не отчаивайтесь! Н. Кононов, как и многие другие, не один раз проходил через этот кризис и знает, как его пережить, не растеряв свой энтузиазм, и не сделать шаг назад, отступив от своей мечты.

«[…] надо точно знать, что вас обязательно посетит упадок сил. Сначала уйдет вера в свои литературные способности, затем вера в тему, а потом и просто вера в то, что вы сможете закончить. Это нормально».

Руководствуясь правилами, описанными в книге, можно освоить азы этой науки, науки написания текстов. «Автор, ножницы, бумага» — настоящее руководство к действию, так что, прочитав книгу, берите ручку и начинайте писать; пишите, даже если сомневаетесь в своих способностях, и знайте: хорошо написанный текст —  это результат вашего усердия и упорства.

Творческие принципы, постулируемые Кононовым, будут значительным подспорьем в ваших начинаниях:

  • Подумайте об истории, которую вы хотите рассказать, определите, для кого и для чего вы её пишете, определите жанр. Выберите героя. Цеплять читателя история должна с первого абзаца (должно быть, правы те люди, которые определяют, читать ли им книгу или нет, просмотрев лишь первый и последний абзацы). Дайте обещание на нетривиальную историю и интересного героя.
  • Собирайте материал. Изучайте все доступные источники. Важной частью такого исследования станут интервью, личные встречи с участниками событий, людьми, знающими героя, самим героем. Будьте заинтересованы.

«Потеря любопытства для автора равнозначна профессиональной смерти»

  • Выясняйте точные детали мира, который вы конструируете. Создайте из этих деталей новую реальность. (Непревзойдённым мастером в этом был Джеймс Джойс. Он воскрешал в своих романах события, которые с ним случались, наделял героев чертами своих знакомых, мелочи обстановки, привычки – все было отражением времени, в котором жил писатель).
  • Напишите чёткий план по главам. Следуйте ему. Обозначьте главную линию повествования. Это поможет избежать отклонений, переключения на второстепенные, незначительные сюжетные линии.
  • У сюжета должно быть несколько сломов. Покажите эволюцию героя через события, а не через его рассуждения. Помните о принципе show, do not tell.

«Каждый журналист слышал выражение «show, do not tell» (анг. «показывай, а не рассказывай») – дай живую картину, где герои действуют, а не рассказывают, что в душе  у каждого из них. Например, если герой волнуется, напиши, что за время интервью он сгрыз карандаш или у него тряслись руки, как у одного из членов ГКЧП в 1991 году».

  • Думайте как драматург. Драма состоит из трёх частей: завязки, развязки и кульминации. Если вы пишете рассказ или повесть, то они должны присутствовать в каждой главе.
  • После завязки действие начинает развиваться. До кульминации оно должно содержать как минимум три серьёзных драматических слома (герой планирует одно, события развиваются по-другому).
  • Учитесь у лучших. Анализируйте приёмы великих мастеров слова. Как писатель создаёт новый художественный мир? Как вводит в текст героя? Каким образом герой оживает, становится не наброском к портрету, но живым человеком, которого мы любим или ненавидим?
  • Ищите свой стиль. Найдя, работайте над ним. То, как вы размышляете, – уникальный процесс, перенесите свою индивидуальность на бумагу.
  • Стиль – это средство, которое подчинено творческой необходимости, задумке. Стиль может меняться по прихоти автора, для обслуживания темы текста.
  • Читайте словари. Учите новые слова. Играйте с синонимами.
  • Избавляетесь от лишних слов, неясных формулировок.
  • Пишите каждый день! Гением нужно родиться, но вот блестящим профессионалом можно стать.

«[…] без ежедневной нормы у вас ничего не получится. Нужно придумать её себе и четко придерживаться. «Я пишу не менее 3000 знаков с пробелами». Или 500. Или 10 000. Но не меньше».

Выразить идею Кононова можно еще проще, в нескольких словах: ясно представляйте, о чем и для кого вы пишете, пользуйтесь планом, делайте заготовки, будьте Шерлоком Холмсом – пытайтесь найти как можно больше информации по теме, которая вас интересует, расскажите что-то новое своим читателям, откройте им нечто до этого неведанное.

«Книга – это вершина для автора. Выше только Пулитцеровская или иная значимая премия, экранизация или нижайшая просьба продюсера попробовать свои силы в сценаристике…»

Источник цитат: Кононов, Н.В. Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков/ Николай В. Кононов – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 272 с.

На обложке: Джек Лондон (1905 г.) / © Wikimedia Commons.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: