«Синдром публичной немоты», неумение публично высказываться и отсутствие общественной дискуссии — наследие, которое досталось нам от советского прошлого. В своей лекции Николай Вахтин рассказывает, как образовывался советский язык, какую роль в тоталитарном дискурсе сыграла ритуализованная речь и к каким проблемам современного общества привели 70 лет пропагандистских клише и деформации смыслов.
Справки, присяги, некрологи — всем нам знаком ритуализованный язык. Но что бывает, когда ритуализованная речь преодолевает узкие границы жанров, в которых она обычно бытует, и разрастается до масштабов официального государственного языка: проникает в СМИ, политический дискурс, художественную литературу, межличностное общение? Не стоит далеко ходить — вспомним хотя бы советскую действительность и советский язык: собрания, заседания и повестки дня, участники которых вынуждены были выслушивать длинные, никому не интересные партийные монологи с вопросами, бесконечно далёкими от жизни «заседающих», огромные передовицы газет, сквозь штампы которых невозможно было продраться к информации и приходилось собирать её по крупицам, пустые лозунги, бесконечно далёкие от реальности…
Но что заставляло участников этого театра играть предложенные им роли, и как 70 лет этой игры повлияли на сегодняшний день? Доктор филологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Николай Борисович Вахтин предпринимает попытку ответить на эти вопросы и представляет взгляд антрополога на советское наследие в языке.
Рассказывая, что такое «ритуализованная речь» и чем она отличается от нормального высказывания, учёный отмечает, что в такой речи утрачивается оппозиция «истинное-ложное» и укрепляется оппозиция «правильное-неправильное», что полностью определяет её оторванность от реальности, а информационная функция оказывается неважной. Когда же ритуализованная речь становится орудием тоталитарного дискурса, у нее появляются чёткие задачи, главная из которых — создание «правильной» и предсказуемой картины мира. Ведь, как отмечала Ханна Арендт (подробнее смотрите публичные лекции о философии Ханны Арендт):
Тоталитаризм не допускает никакой деятельности, которая не была бы полностью предсказуема.
Таким образом, в основу тоталитарного дискурса кладется не просто ложь, но лицемерная, сознательная и намеренная ложь, нейтрализующая истину. Так возникает советский язык или тоталитарный дискурс, который со временем порождает игнорирование различий между истинным и ложным, усвоение информации без понимания, деформацию смыслов и разрушение рефлексии, за которыми следуют «синдром публичной немоты», неумение публично высказываться, отсутствие общественной дискуссии и тотальная невозможность найти общий язык и договориться. Кажется, нам всё это знакомо.
Публичная лекция Николая Вахтина — это попытка выделить и осмыслить особенности советского языка, которые стали причинами нескольких «болезней» современного общества. Каких? Смотрим видео и разбираемся. Как-никак, актуальненько.
20.02.2016
После слова «тоталитарный» можно не читать. «Дорогие русские крестьяне, немецкое командование пришло освободить вас от большевиков!». Сколько лет прошло, ничего не меняется.
25.02.2016
Умная и очень полезная лекция. Спасибо большое!
13.03.2016
так Вы всё же дочитали до конца??
21.08.2016
Правильно, дорогая Надежда! Взгляды Вахтина весьма плоски и не отражают тех эволюционных процессов, которые происходят в обществе. Кроме того, создается впечатление, что автор попросту выполняет чей-то идеологический заказ. Такой подход весьма далек от науки.
27.08.2020
Статья не имеет ничего общего с наукой, не стоит терять время на это бесполезное чтение.