«Советский язык и его последствия»: лекция Николая Вахтина о проблеме «публичной немоты»

«Синдром публичной немоты», неумение публично высказываться и отсутствие общественной дискуссии — наследие, которое досталось нам от советского прошлого. В своей лекции Николай Вахтин рассказывает, как образовывался советский язык, какую роль в тоталитарном дискурсе сыграла ритуализованная речь и к каким проблемам современного общества привели 70 лет пропагандистских клише и деформации смыслов.

Справки, присяги, некрологи — всем нам знаком ритуализованный язык. Но что бывает, когда ритуализованная речь преодолевает узкие границы жанров, в которых она обычно бытует, и разрастается до масштабов официального государственного языка: проникает в СМИ, политический дискурс, художественную литературу, межличностное общение? Не стоит далеко ходить — вспомним хотя бы советскую действительность и советский язык: собрания, заседания и повестки дня, участники которых вынуждены были выслушивать длинные, никому не интересные партийные монологи с вопросами, бесконечно далёкими от жизни «заседающих», огромные передовицы газет, сквозь штампы которых невозможно было продраться к информации и приходилось собирать её по крупицам, пустые лозунги, бесконечно далёкие от реальности…

Но что заставляло участников этого театра играть предложенные им роли, и как 70 лет этой игры повлияли на сегодняшний день? Доктор филологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге,  главный научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Николай Борисович Вахтин предпринимает попытку ответить на эти вопросы и представляет взгляд антрополога на советское наследие в языке.

Рассказывая, что такое «ритуализованная речь» и чем она отличается от нормального высказывания, учёный отмечает, что в такой речи утрачивается оппозиция «истинное-ложное» и укрепляется оппозиция «правильное-неправильное», что полностью определяет её оторванность от реальности, а информационная функция оказывается неважной. Когда же ритуализованная речь становится орудием тоталитарного дискурса, у нее появляются чёткие задачи, главная из которых — создание «правильной» и предсказуемой картины мира. Ведь, как отмечала Ханна Арендт (подробнее смотрите публичные лекции о философии Ханны Арендт):

Тоталитаризм не допускает никакой деятельности, которая не была бы полностью предсказуема.

Таким образом, в основу тоталитарного дискурса кладется не просто ложь, но лицемерная, сознательная и намеренная ложь, нейтрализующая истину. Так возникает советский язык или тоталитарный дискурс, который со временем порождает игнорирование различий между истинным и ложным, усвоение информации без понимания, деформацию смыслов и разрушение рефлексии, за которыми следуют «синдром публичной немоты», неумение публично высказываться, отсутствие общественной дискуссии и тотальная невозможность найти общий язык и договориться. Кажется, нам всё это знакомо.

Публичная лекция Николая Вахтина — это попытка выделить и осмыслить особенности советского языка, которые стали причинами нескольких «болезней» современного общества. Каких? Смотрим видео и разбираемся. Как-никак, актуальненько.

Источник: Фонд Иофе.

Фото обложки: Тиханов Е./ТАСС (на фото: Юрий Левитан).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

  • Sergei Grushko

    Крайне неудачный шрифт анонса.

  • Nadezda Pakhmutova

    После слова «тоталитарный» можно не читать. «Дорогие русские крестьяне, немецкое командование пришло освободить вас от большевиков!». Сколько лет прошло, ничего не меняется.

    • armor

      так Вы всё же дочитали до конца??

    • Владимир

      Правильно, дорогая Надежда! Взгляды Вахтина весьма плоски и не отражают тех эволюционных процессов, которые происходят в обществе. Кроме того, создается впечатление, что автор попросту выполняет чей-то идеологический заказ. Такой подход весьма далек от науки.

  • Anastasia

    Умная и очень полезная лекция. Спасибо большое!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: