Вебинар: «Расщеплённые родители и их влияние на нашу жизнь»

Драма послушания, драма бунта, драма пустоты. Как на нас влияют комплексы матери и отца и насколько это отражается на нашей судьбе? Почему всё, что не устраивало нас в родителях, становится отвергаемой частью нас самих — тенью? Что происходит, когда мы попадаем в плен к комплексу? Как борьба с ним превращается в пустую растрату жизни на вечное послушание или бунтарство раненого ребёнка? И почему лишь признание теневых сторон своей личности и осознание родительских комплексов может вести к индивидуации — становлению самости, достижению самодостаточности и психологической устойчивости. Обо всём этом 10 октября в 20:00 (МСК) в рамках вебинара «Расщепленные родители и их влияние на нашу жизнь» расскажет практикующий психолог-консультант, кандидат психологических наук Гузель Махортова.

План вебинара:

  1. Расщеплённые родители и их особенности.
    • Мать. Позитивные и негативные аспекты материнского комплекса. Комплекс Мать-и-мачехи.
    • Отец. Сильные и слабые аспекты отцовского комплекса. Отец Пуэр-Сенекс.
  1. Влияние амбивалентности родителей на сыновей и дочерей.
    • Гендерные различия: какое влияние оказывают расщеплённые родители на дочерей и сыновей с точки зрения классического психоанализа З. Фрейда (комплекс Эдипа и Электры), Карен Хорни  и глубинной психологии К.Г. Юнга , Ноймана, Хилмана (архетипическая составляющая родительских комплексов).
    • У комплекса в плену. Эдипальные треугольники З.Фрейда, М.Кляйн, одержимость комплексом по Юнгу, Нойману. Борьба с ним как неэффективная стратегия растраты жизни на вечное послушание или бунтарство раненого ребёнка.
    • Как проявляются родительские комплексы на когнтивно-бихевиоральном уровнях. Драма послушания, драма бунта, драма пустоты.
  1. От родительских комплексов к личной индивидуации.
    • Признание теневых аспектов собственной личности. Тень как часть личности, образовавшаяся в результате расщепления родительских фигур. Всё, что не устраивало нас в родителях, становится отвергаемой частью нас самих.
    • Отделение зёрен от плевел. Понимание амбивалентности родительских фигур и их влияния на взрослую жизнь.
    • Неразрывная связь интеграции расщеплённых родительских фигур и сепарации от негативных аспектов комплексов.
    • Родительские комплексы как обязательное условие нашей индивидуальности.
    • Расщеплённые родительские фигуры как главная энергетическая составляющая процесса индивидуации . Индивидуация – путь развития личности , когда человек становится «вещью в себе», приобретая качество самодостаточности и психологической устойчивости к токсичным воздействиям внешнего и внутреннего пространства.

В процессе психоанализа или глубинной психотерапии мы неизбежно встречаемся с темой детско-родительских отношений, которые нам приходится переживать как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Большая часть наших  диалогов с собой и другими – это завуалированные диалоги со своими родителями. Влияние мамы больше, чем влияние отца. Возможно, влияние отца как раз из-за его редкости и значимости больше осознавалось.

Самым значимым для становления нашей личности является ранний период развития, с момента рождения до одного года. Младенческие ощущения и эмоции становятся фундаментом, на основе которых строится эмоционально-чувственная ткань жизни взрослого человека. Самым главным для новорожденного является  эмоциональное общение с матерью, которое основывается на эмпатии, интуиции в силу отсутствия языка. Поэтому мать мы больше найдем в наших аффектах, ощущениях, настроениях. Родительские голоса и настроения, звучащие в нас, не столько про личности наших родителей, сколько про их психологические комплексы, то есть про бессознательное родителей, а не про принципы воспитания.

Представители глубинной школы психологии выделяют два типа влияния  родительских комплексов на детей: позитивное и негативное.

Фигуры родителей интериоризируются , то есть усваиваются детской психикой в виде интроектов – родительских объектов, имеющих  по большей части двойственную природу. От любви до ненависти один шаг. Люблю – ненавижу – это те эмоции, которые возникают в эмоционально близких, интимных отношениях. Но если взрослому легко выразить амбивалентность чувств, то ребёнку сделать это гораздо сложнее, особенно в раннем детстве.

Поэтому эволюцией предусмотрен механизм вытеснения эмоций, переживаний, с которыми детская психика не может справиться.

Так формируется расщеплённый родительский объект. Позитивные аспекты личности родителей усваиваются, метаболизируются психикой, негативные воспринимаются, но не могут усвоится детской психикой. Так формируется расщепление. Предохранительный клапан бессознательных защит полезен и необходим на определённых этапах развития, но во взрослой жизни мы  испытываем негативные последствия в виде искажающего воздействия проекций в межличностном восприятии.

Расщепление матери может идти по принципу «добрая — злая», отца – «слабый — сильный».

В своей работе Гузель придерживается определения материнского комплекса с позиций юнгианской психологии.

Материнский комплекс — это потенциально активный компонент психики любого человека, получающий информацию, прежде всего, в результате опыта общения со своей матерью, а также из значимых контактов с другими женщинами, коллективных предположений и допущений. В центре любого материнского комплекса находится архетип матери, который означает, что в основе эмоциональных ассоциаций со своей матерью как у мужчин, так и у женщин лежит коллективный образ вскармливания и безопасности, с одной стороны, и пожирающего обладания с другой (негативная мать).

Отцовский комплекс — группа чувственно-тонированных идей, связанных с переживанием и образом отца. В своём позитивном аспекте это выражено в доверии к авторитету, готовности признавать общепринятые нормы и ценности. Духовность как добродетель. Безупречность и завершённость действия. Превалирование сознания над бессознательным. Аполлонические энергии. Идеально выстроенная персона. Внешний лоск и успешность в социуме. Негативный, слабый отец предстает в образах вечного юноши, мечтателя, маменькиного сынка, не способного нести ответственность даже за собственную жизнь, тем более за жену и детей.

Согласно К.Г. Юнгу, действия комплекса матери различны по отношению к сыну и дочери. Гомосексуальность, донжуанство, а в некоторых случаях и импотенция – типичные воздействия данного комплекса на сына, у которого не бывает комплекса матери в чистом виде. Половое различие приводит к тому, что в комплексе матери у мужчины значительную роль играют не только архетип матери, но и архетип сексуального партнера, то есть Анимы. Сын подмечает женственность матери и бессознательно отвечает на нее.

«Таким образом, у сына простые отношения идентичности или выделяющего себя противостояния постоянно перекрещиваются с факторами эротического притяжения и отталкивания».

Вместе с тем, как полагал К.Г. Юнг, комплекс матери имеет и положительное значение для сына, так как способствует дифференциации Эроса, развитию вкуса и эстетического чувства, проявлению любопытства, настойчивости и непреклонности воли.

В понимании К.Г. Юнга у дочери комплекс матери может вести к формированию четырех женских типов, связанных с гипертрофией матери, преувеличением Эроса, идентичностью с матерью, защитой от нее.

Рассматривая последствия комплекса матери по отношению к дочери, К.Г. Юнг обращал внимание не только на негативные, характерные для патологического развития, но и на его позитивные аспекты, связанные с нормальным развитием. Позитивные аспекты первого типа (преувеличенное значение материнского инстинкта) соотносились им с образом матери, который воспевался и почитался во все времена истории человечества, второго типа (преувеличение Эроса) – с возбуждением морального конфликта как источника порождения эмоций и становления сознания, третьего типа (идентичность с матерью) – с проекцией дарований женщины на супруга, в результате чего невзрачный мужчина может достичь запредельных высот в своей деятельности, четвертого типа (защита от матери) – со способностью женщины стать своему мужу другом, сестрой, рассудительной советчицей и занять высокое общественное положение благодаря своей деловитости и мужественности.

В целом, К.Г. Юнг исходил из того, что материнский комплекс мужчины принципиально отличен от такого же комплекса у женщины. Так, мать для мужчины имеет ярко выраженный символический характер и затрагивает тенденции, идеализирующие ее, в то время как у женщины мать становится символом только в процессе психического развития. Если у мужчины идеализация матери имеет место в пределах нормального хода событий, то у женщины для этого требуются особые обстоятельства.

Подробнее о том, какое воздействие на нас имеют комплексы матери и отца и насколько это влияет на нашу судьбу, будем разбираться 10 октября на вебинаре .

Регистрация: по ссылке.

Длительность: 1 час 30 минут.

Стоимость: бесплатно.

На обложке: Грант Вуд, «Американская готика», 1930 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: