Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Одна из главных потребностей больного — потребность во внимании: на лечение влияют не только лекарства, но и эмоциональное состояние человека. Но когда мы приходим в больницу (с соматической ли проблемой, с психологической ли — неважно), зачастую сталкиваемся не просто с операциональным, но иногда даже с пренебрежительным отношением врачей. Вместо отношения «Я — Ты» (отношение к личности) используется модель «Я — Оно» (обезличенное), и в нашей российской действительности это считается нормой, которая периодически подкрепляется аргументом «мы вас лечить должны, а не разговаривать с вами». Что не так с этой позицией? Дело только во врачах, которых мы привыкли винить в этом, или само устройство системы не предполагает другого? Разбираемся вместе с клиническим психологом Владимиром Перебейносовым.
Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.
А. Экзюпери
К сожалению, в последнее время я всё чаще замечаю, что медицинский персонал учреждений, как соматического, так и психического здоровья, будь то врачи, санитары или медицинские сестры, забывает об основных потребностях нуждающихся в помощи людях. Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То есть такие качества врача, как расположенность к пациенту, открытость, уважение и честность. На лечение влияют далеко не только лекарства. Отдельное место занимают эмоциональные потребности человека.
«Современное общество, не зная духовного мира, подавляет отношение Я — Ты (отношение к личности) и ведет диалог как Я — Оно (обезличенное отношение). Но если врач будет ставить на первое место отношение Я — Ты к пациенту, то можно избежать прогрессирования болезни тем, что не дать перерасти его психическому состоянию в соматическое. Сделав выбор между Оно либо Ты по отношению к пациенту, он может стать либо ингибитором, либо катализатором его болезни». [1]
В медицине существует специальный термин, означающий отрицательные последствия деятельности врача — ятрогения. С точки зрения психологии, в словаре И. Кондакова приводится следующее определение:
Ятрогения — неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное неосознанными действиями врача, которые выступают в качестве негативного внушения. Специфика. Например, это может быть использование врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем смысле.
В статье «Фазы реагирования пациента на диагноз злокачественного новообразования и психофизиологическая модель выздоровления», опубликованной на кафедре онкологии КГМУ, авторы в качестве основного вывода в контексте онкологических больных делают следующий:
Традиционные способы лечения взаимодействуют с организмом пациента только в разрушении уже произведенных атипичных клеток, тогда как психологическое вмешательство способно развернуть в обратном направлении весь цикл развития раковой опухоли и заставить весь организм работать на увеличение его сопротивляемости болезни и уменьшение производства раковых клеток.
Одна из главных потребностей болеющего человека — потребность в заботе. Бывает так, что вследствие невозможности человека удовлетворить потребность в заботе или неспособности попросить об удовлетворении этой потребности у близкого окружения, человек заболевает, так как у многих в нашей культуре болезнь ассоциируется с заботой и опекой.
В современной российской медицине можно проследить тенденции, которые так или иначе усугубляют эту давнюю проблему отношений врача и пациента: попытки следовать веянию компьютеризации, автоматизации, стандартизации; вводить строгие лечебные стандарты, ограничивающие свободную деятельность врачей; постоянные обучающие курсы, которые настолько формальны, что никак не развивают мышление, сколько заставляют действовать шаблонно. Создается ощущение, что государство всеми силами пытается ограничить действия врачей и вписать их в разряд Бойцов красной армии.
Читайте также Психотерапевт из машины: как технологии помогают нам прятаться от боли
Приведу основные причины, по моему мнению, наиболее сильно влияющие на такое положение дел.
Образование
В обучении врачей, а также среднего и младшего медицинского персонала нет места, либо отводится крайне мало времени, пониманию и изучению глубоких психологических аспектов. Еще в раннем средневековье, в 11 веке нашей эры, Авиценна проводил эксперименты и пытался доказать неотделимую связь души и тела, влияние эмоций на здоровье человека.
В современной медицине считается, что около 30% заболеваний являются психосоматическими, то есть такими, в основе которых лежат эмоциональные причины или внутриличностные конфликты. Психологи же считают, что психосоматическими являются около 70% заболеваний. Я думаю, что истина где-то посередине. Но с уверенностью можно сказать следующее:
Любое заболевание имеет психологические аспекты.
В странах Европы в базовое образование медицинского персонала входит обучение навыкам общения. Психология как образовательный предмет есть в том числе и в российских вузах, но в более развитых странах такое обучение проводится в форме семинаров или тренингов с возможностью студента-медика попрактиковаться в общении и взаимодействии под руководством наставника, получить обратную связь от пациента, задать вопросы и перестроить свой стиль общения и т.д.
В России на данный момент такая практика существует в виде частных курсов и программ. Соответственно пройти их может только тот врач, который имеет внутреннюю мотивацию к совершенствованию и развитию собственных навыков построения отношений с пациентом, финансы, а также время для прохождения семинаров.
Я приведу две ассоциации, предоставляющие подобные услуги:
1. Школа навыков профессионального медицинского общения. г. Москва.
Данная школа в первую очередь проводит обучение для врачей соматического профиля.
Анна Сонькина, директор школы дала следующие комментарии на вопрос о том, какие первые шаги можно было бы предпринять для переориентации привычных шаблонов общения с пациентами и формирования отношений с ними:
«На то, как врачи взаимодействуют с пациентами, влияет множество вещей, помимо непосредственно их коммуникативных навыков: сколько у них есть времени на пациента, насколько им комфортно на рабочем месте, как к ним самим относится начальство разных уровней, насколько они свободны как профессионалы и так далее. Чтобы понять, как начать менять ситуацию, надо изучить, что больше всего влияет на поведенческие особенности врачей. Поэтому я бы начала с масштабных исследований: опросов и фокус-групп с врачами и пациентами, анализа видео- или аудиозаписей консультаций, обходов, консилиумов, анализ жалоб и судебных исков. С большой вероятностью главные выявленные проблемы окажутся такими, которые не решаются обучением навыкам общения, а требуют изменений условий работы или изменений в фундаментальных аспектах медицинского образования или радикальной реформы организации здравоохранения».
2. Ассоциация мотивационного интервью. г. Хабаровск.
Ассоциация мотивационного интервью охватывает в первую очередь врачей-психиатров, психологов, наркологов. Но в том числе работает со специалистами здравоохранения в целом, а также с воспитателями и педагогами.
Медицинские стандарты
Данная причина сильно ограничивает возможность влияния на лечение пациента одного из главных факторов помощи — отношений. Медицинские стандарты ограничивают, а иногда делают практически невозможным отношение врача к пациенту с позиции Я-Ты, а также рассмотрение человека с точки зрения его индивидуальности. В целом, в использовании медицинских стандартов нет ничего плохого. Однако, например, если они ограничивают общение врача и пациента рамками 7-10 минут, это убирает возможность полноценной помощи и создания отношений между врачом и пациентом. Помимо времени приема, существует множество стандартов, которые приписывают способы лечения, заполнение бумаг и отчетов и т.д. То есть те стандарты, которые смещают фокус внимания с пациента на различного рода формальности, которых, к сожалению, становится все больше и больше. Стандарты создают основную проблему, о которой забывает система, а следовательно и некоторые врачи, в нее включенные:
Каждый пациент индивидуален. И болеет он по-своему. И его потребности субъективны. А следовательно, его лечение должно быть индивидуальным.
Мы приходим к тому, что эффективная для каждого отдельного пациента медицинская помощь — это творческий процесс. Если мы хотим сохранить это наряду с введением лечебных стандартов, то это означает, что стандарты должны иметь не постепенно сдвигающиеся стены, мешающие специалисту дышать, а достаточно гибкие и широкие.
Наука
И третий фактор, который бы я отметил как заключительный — это ориентация общества на строго доказательную науку и приверженность простым решениям.
В современном мире причины практически всех заболеваний приписывают четырем основным факторам:
- Генетика
- Экология
- Образ жизни
- Стресс
Я приведу вам притчу из книги «Торговец и попугай» Носсрата Пезешкиана, которая философски и метафорически осмысляет задачи врача:
Халиф тяжело заболел. Все попытки вылечить его были напрасны.
Наконец пригласили на совет и великого врача Рази. Сначала он испробовал все известные с давних времен способы лечения, но безуспешно. Тогда Рази попросил у халифа позволения проводить лечение так, как он это считает нужным. Потерявший всякую надежду халиф согласился.
Рази попросил дать ему две лошади. Ему привели самых лучших и самых быстрых лошадей. На следующий день рано утром Рази приказал отвезти халифа на известный в Бухаре курорт «Джуз муллан». Халиф не мог двигаться, и его несли на носилках.
Когда прибыли на курорт, Рази велел халифу раздеться и приказал всем слугам удалиться. Вместе со своим учеником он уложил халифа в ванну и быстро стал поливать его горячей водой. Одновременно он влил ему в рот горячий сироп, который поднял температуру тела больного.
Затем Рази встал перед халифом и начал осыпать его ругательствами и оскорблениями. Халиф был потрясен и пришел в страшное волнение из-за такой неслыханной неучтивости и несправедливых обвинений. В невероятном возбуждении он стал двигаться.
Тогда Рази вынул свой нож, подошел близко к больному и пригрозил, что убьет его. Охваченный страхом халиф попытался встать и побежать. Увидев это, Рази вместе со своим учеником вскочили на лошадей и, спасаясь бегством, ускакали за пределы города.
Обессиленный халиф упал. Когда он очнулся от обморока, то почувствовал, что может двигаться. Охваченный гневом, он закричал, чтобы явился слуга, велел одеть себя и поскакал в свой дворец. С ликованием встретила толпа своего властелина, избавившегося от недуга.
Через восемь дней халиф получил письмо от врача, в котором тот объяснил свой способ лечения. «Сначала я испробовал все традиционные методы лечения. Но они оказались безрезультатными, поэтому я решил искусственно разогреть твое тело и вызвать твой гнев, который вернул тебе силы двигаться. Когда я увидел, что ты начинаешь выздоравливать, я покинул город, чтобы скрыться от твоей карающей руки. Прошу тебя не звать меня к себе, так как я прекрасно понимаю, как несправедливы и подлы были те обвинения, которые я обрушил на тебя, пользуясь твоей беспомощностью, и которых я стыжусь до глубины души».
Когда халифу прочитали это письмо, сердце его преисполнилось глубокой благодарностью, и он попросил врача вернуться, чтобы выразить ему свою признательность.
Если говорить о психологической основе некоторых соматических заболеваний, то причины зачастую бывают не так просты и не могут ограничиться набившим оскомину словом «стресс». Для того чтобы выяснить, что за причины, потребности и факторы стоят за заболеванием, необходима творческая, глубокая, а иногда «детективная» работа врача. Понимание того, в чем именно проявляется «стресс» и каким образом он влияет на возникновение симптома, что происходило и продолжает происходить в жизни человека, провоцируя появление симптомов, усиливая или ослабляя их, из-за чего вдруг человек сменил «образ жизни» и стал переедать, иногда не менее важно, чем функциональные пробы.
Во всех системах, стремящихся к жесткому контролю и количественной эффективности, происходит упрощение в ущерб качеству. Намного проще сказать, что это генетика, чем рассмотреть человека в совокупности его биологических, психологических, социальных и духовных факторов. Где каждый аспект взаимно влияет на другой. А упуская из виду один аспект, можно утратить возможность понимания того, что происходит с человеком. Например, не учитывая особенностей семейных взаимоотношений, можно упустить напряжение между членами семьи в качестве основного фактора возникновения у человека головных болей и продолжать пытаясь выявить органическую причину, несмотря на хорошие анализы.
Человек — лучший эксперт своей жизни.
Именно пациент, пришедший к врачу, живет своей жизнью уже 20, 30 или 40 лет, и только он может знать: почему, что и когда с ним происходит. Поэтому нужно учитывать совокупность факторов и уделять внимание как результатам экспертиз, так и тому, что говорит человек. Даже если эти данные расходятся. У всего есть свои причины.
Будьте здоровы!
Список источников
- Двойственность природы диалога в философии и медицинской практике. Королева Е.П., ХомутоваН.Н.. Журнал Киберленинка. 2019. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoystvennost-prirody-dialoga-v-filosofii-i-meditsinskoy-praktike/viewer
- УДК 616-006-07-072.8 В. Б. Сирота, В. А. Жумалиева, Л. Л. Мациевская фазы реагирования пациента на диагноз злокачественного новообразования и психофизиологическая модель выздоровления Кафедра онкологии КГМУ, г. Караганда. Современные аспекты паллиативной помощи и сестринского ухода Материалы ІІ международной научно-практической конференции 28-29 июня 2013 г.
- Розенберг,М. Язык жизни. Ненасильственное общение. — М.: София, 2020. — 288 с.