Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
От культа Митры и символа свободы до риторики ненависти: преподаватель классики в университете Айовы Сара Эмили Бонд прослеживает историю так называемого красного фригийского колпака и разбирается, как головной убор, который на протяжении веков — от времен правления Нерона до Великой французской революции — считался знаком свободы и гражданской ответственности, превратился сегодня в самом лучшем случае в китч, в худшем — в знамя ксенофобии, крайнего национализма и политики изоляционизма.
В древнем мире головные уборы были основным признаком, по которому можно было судить о личности человека, его статусе, сфере деятельности, поле, этническом происхождении и религии. Ремесленника часто можно было увидеть в коническом войлочном колпаке, который назывался пилей (греч. πῖλος; лат. pileus или pilleus). Фермера можно было узнать по широкополому головному убору, который использовался для защиты от солнца во время сбора урожая.
Римские патриции часто ходили без шляп, а вот римлянкам и людям определенного социального статуса полагалось носить головные уборы, когда они находились на публике. В IV веке до нашей эры у греческих женщин стала модной круглая плетеная шляпа куполообразной формы, называемая долией. Римские матроны в трауре надевали головной платок рициний, который, скорее всего, был темного цвета. Во время траура этот платок заменял традиционное женское головное покрытие — паллу — и говорил о том, что его обладательница стала вдовой.
Головные уборы были также признаком, по которому можно было узнать иностранцев как в жизни, так и в искусстве. Пилей был шляпой, популярной в районе Фригии — анатолийского королевства, которое сейчас является частью современной Турции. Он был сделан из шерсти или войлока, а его верхняя часть свисала вперед. Этот фригийский колпак, как мы его называем сегодня, был убором, по которому можно было узнать человека с востока — жителя Дакии, например, (современная Румыния и Сербия) или фригийца. В таких головных уборах древние художники часто изображали мифологических персонажей из восточного Средиземноморья, таких как героя Троянской войны Энея, Ганимеда или Персея.
Колпак также был частью иконографической одежды Митры — индоиранского бога, который, по преданию, родился из скалы и которого впоследствии стали почитать в римском Средиземноморье во втором и третьем веках нашей эры. У древних иранцев Митра был центром таинственного культа, и посвященные держали в тайне многие обряды и верования. У римлян его почитали как бога солнца.
Митреум — храм, построенный в честь бога Митры, — был отражением вселенной этого бога. В центре часто изображали, как Митра убивает быка. Фрески и рельефы с изображением Митры до сих пор сохраняют потрясающий цвет, который украшал эти подземные храмы. Тот факт, что строили их под землей, возможно, и есть причина, по которой они дошли до нас. По некоторым подсчетам, 400 археологических раскопок свидетельствуют о поклонении этому богу.
Сначала культ Митры распространился среди рабов, вольноотпущенников (то есть рабов, которые получили свободу) и римских солдат. Женщинам участвовать в этом культе было запрещено. Со временем культ завоевал популярность и стал признаваться высшими должностными лицами — вплоть до всадников, сенаторов и даже самого императора. Тот факт, что изначально культ Митры был популярен среди простого народа, роднит его с христианством. К тому же днем рождения Митры считался 25 декабря.
Первым христианам, похоже, не так нравились фригийские колпаки, как последователям Митры — по крайней мере, на первых порах. Тем не менее христианское искусство продолжало использовать фригийский колпак для обозначения восточного происхождения определенных персонажей. На фресках, изображающих волхвов, приносящих свои дары новорожденному Христу, часто можно увидеть фригийские колпаки, ведь многие такие фрески были обнаружены в римских катакомбах. Мозаика VI века н.э. в базилике Святого Аполлинария в Равенне (Италия) также показывает персидское происхождение волхвов. На ней они изображены в традиционных штанах с узором, туниках и красных фригийских колпаках.
Использование красных головных уборов для обозначения происхождения персонажа не было новым в римском обществе. Фригийский колпак был похож на красную шляпу вольноотпущенника, которую носили мужчины, получившие свободу от своего хозяина. Во время церемонии дарования свободы, смена головного убора означала изменение статуса: из раба, считавшегося собственностью хозяина, человек становился свободным римским гражданином, наделенным свободой — libertas.
В разное время такой головной убор использовался в качестве символа свободы, причем не только свободы, которую раб получал от своего хозяина. Вскоре после убийства Юлия Цезаря на мартовские иды в 44 г. до н.э., один из убийц, Брут, отчеканил монету с фригийским колпаком, символом свободы, между двух кинжалов в знак свободы от тирании диктатора.
Народ мог радоваться своей независимости от императора и в знак этого ходить в колпаке свободных людей. А вот история, которая дошла до нас благодаря императорскому историку Гаю Светонию Транквиллу. Светоний отмечает, что после смерти императора Нерона в июне 68 г. н.э. «ликование в народе было таково, что чернь бегала по всему городу в фригийских колпаках» (цитата в переводе М. Л. Гаспарова). Так в Средиземноморье пришел фригийский колпак как символ сопротивления и свободы от угнетения.
Хотя фригийский колпак был наиболее популярен в римский период, он, вероятно, также оказал влияние и на средневековые головные уборы. История гласит, что, когда Папа Константин (ок. 708-715) входил в город Константинополь, на нем был головной убор под названием frigium (греческая буква φ часто транслитерировалась на латынь как «ph» или «f»). Фригийский колпак и другой тип головного убора, известный как «камелаукум» (camelaucum — колпак из верблюжьей кожи), похоже, были соединены в один головной убор, а затем несколько изменены для использования священнослужителями в раннем средневековье. Так в 11 веку появилась папская митра, но она была белой, а не красной. Со временем митра становилась все больше и больше, но изначально она была довольно скромной.
Лишь в XVIII веке красный колпак получил свое возрождение как символ революции. Это произошло в 1765 году, в преддверии Американской революции, на этот раз в контексте борьбы с англичанами. Красные колпаки служили символом сопротивления колониальному правлению над американскими территориями.
Вскоре после этого, во время Французской революции, фригийский красный колпак (bonnet phrygien или bonnet rouge) вошел в моду в 1789 и 1790 годах как символ свободы. Революционно настроенные санкюлоты (фр. sans-culottes — «без кюлотов») часто надевали такой колпак. Ходили слухи, что Людовик XVI был даже вынужден надеть его после свержения французской абсолютистской монархии. Свобода от монархии была целью множества народных переворотов в XVIII веке, но примечательно то, что другие движения за свободу также использовали колпак как символ. Аболиционисты, боровшиеся за освобождение рабов на французских территориях, использовали красный колпак, чтобы показать прорыв своего движения. В то время было создано несколько гравюр с бывшими рабами в колпаках свободы.
Если собрать все эти исторические события воедино, становится ясно, что фригийский колпак, выполнявший двойную функцию в качестве символа восточного происхождения человека и символа свободы, а затем и красный колпак свободы полностью не исчезли из общества. Говорят даже, что бельгийский карикатурист Пьер Куллифорд (известный как Пейо) намекал на эту символику при создании своего персонажа — Папы Смурфа в 1950-х годах. А всего несколько лет назад, зимой 2014 года, скульптор Мартин Пурьер представил свою дебютную выставку в галерее Мэттью Маркса, в которой попытался переосмыслить значение красного колпака.
Несмотря на то, что при нынешней расстановке политических сил в США красные кепки Трампа с логотипом MAGA (англ. Make America Great Again — «Сделаем Америку снова великой»), которые стали вездесущими еще на выборах 2016 года и превратились в символ изоляционизма и неприязни к иммигрантам, нам нужно только обратиться к истории древности, чтобы понять, что красный колпак был когда-то символом свободы и гражданской ответственности. В контексте культа Митры колпак также свидетельствовал о признании и принятии обычаев, привычек и религии людей из далеких земель, а не о строительстве стен, издании исполнительных приказов и распространении ненавистной риторики, настраивающей людей против них.