Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Кандидат философских наук Татьяна Вайзер объясняет, что такое философия слушания и почему это важнейший инструмент коммуникации, способный не только помогать нам понимать друг друга, но и становиться настоящим оружием исключения человека из пространства публичного взаимодействия и отказа ему в равноценности и признании.
Каждый из нас сталкивался с проблемой, когда нас «не слышат»: не хотят слушать, не понимают, слышат неправильно, понимают, но не хотят соглашаться. Но что значит слышать, когда мы говорим об этом как об определенном коммуникативном действии, а не физиологической способности? Ведь если вдуматься, то слушание, слух — двойственный процесс, с помощью которого можно производить самые разные эффекты коммуникации: с одной стороны, с помощью слушания как инструмента внимания мы можем давать другим возможность выговориться и почувствовать себя лучше, вдохновлять говорить собеседников, способствовать появлению у них новых идей; с другой стороны, неготовность или нежелание слушать человека может стать специальным инструментом, который помогает исключить личность из пространства публичного взаимодействия и отказать ему в равноценности и признании. Такая двойственная природа слушания заставила специалистов из разных областей обратить в 90-е гг. пристальное внимание на этот процесс и попытаться выяснить, в чем она заключается, философия слушания.
Ситуация стала особенно актуальна в свете анализа политических практик и публичного пространства, где слушание/отказ от слушания может становиться серьёзным оружием как в борьбе с оппонентами, так и в качестве способа манипуляции аудиторией.
Кто является, а кто не является членом политического сообщества, зависит от того, кого мы захотим или не захотим услышать в качестве такового. То есть к чьей речи мы обратим наш слух, те и войдут в сферу политически значимого. Притязание только на право голоса бессмысленно, если вас не готовы слушать.
Ведь ещё в 1927 году американский философ и педагог Джон Дьюи подверг критике слушание как пассивную рецепцию одногосторонней коммуникации. Так, в работе «Общество и его проблемы» он отметил, что когда преподаватель говорит монологически, он дает готовое знание, готовые решения, которые усваиваются автоматически и не способствуют развитию самостоятельного мышления учеников. Эту ситуацию пассивного восприятия в школьном пространстве Дьюи спроецировал на общество в целом и отметил, что она делает учеников заведомо недееспособными гражданами демократического государства, потому что приучает их к негативной конформности (приспособленчеству). Таким образом, традиционное образование, по Дьюи, — полный аналог пассивности общества и его беззащитности перед тираниями.
Так каким же должно быть слушание в современном мире и как именно мы должны пересмотреть наши традиционные институты — политические, публичные, образовательные, которые раньше не учитывали эту ценность слухового внимания? В своей лекции «Философия слушания: кого и как мы слушаем и слышим в публичной сфере» Татьяна Вайзер, преподаватель «Шанинки» и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория», представила анализ философского концепта слушания и попыталась ответить на эти вопросы. В частности, она рассказала, что такое слушание как политическая практика, какие существуют механизмы исключения оппонентов из публичной сферы, основанные на отказе слушать своего собеседника, как реализуется «политика слуховой дискриминации», почему модель переговорной демократии потерпела крах и как мы можем преодолеть недостаток слуховой взаимности.
О спикере:
Татьяна Вайзер, к.ф.н., PhD (Université Paris VII), доцент философско-социологического факультета РАНХиГС, преподаватель социологического факультета МВШСЭН, руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН, член британской Ассоциации Социальной и Политической Философии (ASPP). Сфера интересов: теории демократии, теории публичной коммуникациии коммуникативных деформаций.