Фильм «Чудо»: стать странным и отверженным легко



Школьный буллинг, или агрессивное поведение среди учеников — явление, которое имеет серьёзные последствия и для того, кто травит (булли), и для того, кого травят. Всё обостряется, когда речь идёт о травле ребёнка с физическими нарушениями. Мама ребёнка с челюстно-лицевой патологией, клинический психолог Ольга Лебедева анализирует фильм «Чудо» и рассказывает, как появление особого ребёнка влияет на других детей в семье, с какими трудностями сталкиваются такие дети в школе и их родители, что помогает преодолевать эти трудности и почему стать странным отверженным в нашем обществе легко, и для этого не нужно рождаться с необычной внешностью.

Раскрою карты, меня зовут Ольга Лебедева, я клинический психолог и мать ребенка с челюстно-лицевой патологией. Писала этот отзыв в сотрудничестве с коллегой Елизаветой Сухановой, которая не дала мне увлечься восторгами по поводу фильма («Ура! Про таких детей и такие семьи говорят!»), и её критический взгляд на фильм добавил объема этому отзыву.

Для меня фильм крайне важен, так как поднимает тему социально-психологических сложностей ребенка и членов его семьи, которые сталкиваются с заболеванием с сопутствующими физическими недостатками.

Главный герой Август Пульман (Огги) родился с хромосомными нарушениями (синдром Тричера Коллинза), которые вызвали челюстно-лицевые патологии, он перенес 27 операций, и до сих пор его внешность заметно отличает его от окружающих. Он идёт в школу в пятый класс, где вынужден встретиться в одиночку (без родителей и старшей сестры) со сложностями адаптации в обществе других детей.  Само заболевание главного героя  не является угрозой для жизни, но является огромной угрозой для его жизни социальной.

Фильм затрагивает разные аспекты социальной адаптации ребенка с физическими недостатками: буллинг и стигматизация на основании физических недостатков, отсутствие опыта общения со сверстниками в связи с многочисленными госпитализациями, влияние заболевания ребёнка на других членов семьи (родителей, старшую сестру). 

В школе дети  начинают травить Огги, смеяться над ним на уроках, отсаживаться от него в столовой, жестоко подшучивать. На лицо проявление буллинга. 

Школьный буллинг — это нежелательное, агрессивное поведение среди школьников с использованием реального или мнимого превосходства. Это повторяемое поведение, которое имеет серьёзные последствия и для того, кто травит (булли), и для того, кого травят. 

Превосходство подразумевает превосходство в физической силе или популярность и лояльность среди одноклассников и учителей, которые могут использоваться для контроля или нанесения вреда другому. 

Буллинг включает такие действия, как угрозы, сплетни, нападения, физические или вербальные, исключение из сообщества одноклассников, публичное унижение, заговор с другими учениками не дружить с ребенком.

Тема буллинга становится все более актуальной и в нашей стране. Применительно к детям с инвалидностью особенно. В России по официальным данным на начало 2019 г. было зарегистрировано 670 тыс. детей с инвалидностью, в реальности таких детей больше, но в силу разных обстоятельств они не попадают в данные официальной статистики. Социологические исследования  на начало 2015 г. показали, что только 73% родителей согласны, чтобы их ребенок учился в классе с инвалидом, 17% не согласны, 10% затруднились с ответом. То есть почти треть школьного сообщества могут потенциально оказывать давление, высказывать негативное отношение к ребёнку на основании того, что он выглядит не так, как все, или имеет ограничения здоровья.

Мы видим, как в школе Огги сталкивается с грубыми насмешками в свой адрес, бестактными вопросами, завуалированными упоминаниями своей внешности в постороннем разговоре. Ему не говорят напрямую, что с ним не хотят сидеть на обеде, но по факту он обедает в одиночку. А девочка, решившая составить ему компанию, тоже оказывается осмеянной. 

Джек, который решил дружить с Огги, в какой-то момент не выдерживает давления большинства и присоединяется в частной беседе к насмешкам над другом, за которые потом ему стыдно и горько. Мы не видим переживаний главного булли фильма Джулиана. Он и его мать показаны односторонне в негативном цвете, не способными на сочувствие и раскаяние, но исследования показывают, что булли тоже страдают от своих нападок и безнаказанности. 

Трудность ребёнка с физическими нарушениями в том, что не только окружающие отмечают его внешность и негативно реагируют. Детям и подросткам даже с обычной внешностью свойственны дисморфофобические проявления (обеспокоенность особенностями или незначительными дефектами тела: «слишком большой нос», «слишком толстая талия», «короткие ноги»), которые зачастую имеют мало оснований в реальности. Тем тяжелее принять ребенку с физическим дефектом свою внешность. 

Сам Огги борется с отвращением к своей внешности и недоверчиво слушает родителей, которые убеждают его, что они любят его лицо таким, какое оно есть. 

Серьёзное заболевание ребенка оказывает влияние и на других детей в семье. Им как будто заранее может быть уготована роль беспроблемных детей, которые должны понимать родителей и того/ту брата/сестру, которым так не повезло. Они вынуждены мириться с отсутствием родителей на время госпитализации, повышенным внимание к брату/сестре, потому что он/она не здоровы, не давать себе возможности бунта и других проявлений, свойственных любому другому ребёнку в обычной семье.

Сестра Огги Вия заняла в семье роль понимающего и беспроблемного ребёнка, спрятав от родителей и от самой себя потребность в заботе, внимании, возможности быть неудобной и доставлять неприятности, как любой другой подросток. Её нежелание говорить в новой школе о том, что у неё есть брат, демонстрирует, как непросто ей даётся роль понимающей сестры брата с особенностями и как ей хочется пожить обычную жизнь. Да, позднее она рассказывает про брата и приглашает его на школьный спектакль, её ценность быть частью семьи с той историей, какая есть, оказывается важнее «обычной жизни», но мы понимаем, какая внутренняя работа стоит за этим выбором. 

Тема, которая вообще мало затрагивается в вопросе воспитания детей с несмертельными заболеваниями — переживания родителей ребёнка. Ведь в этой ситуации родителям предстоит найти для себя баланс в отношении к ребёнку: больной или здоровый, но с особенностями, ответить для себя на вопрос, как не видеть в ребёнке только диагноз, когда большая часть жизни с ребёнком проходит в подготовке к операциям и последующей реабилитации. Родители таких детей каждый день делают выбор в пользу своих интересов, своего развития или служению ребёнку, который действительно требует много времени, заботы и терпения и редко этот выбор бывает окончательным и однозначно верным. Переживать боль от страданий ребёнка и физических, и душевных из-за отвержения. 

Мне было бы интересно увидеть в фильме, как другие родители отвечают на вопросы: «Каково это, родить ребёнка, непохожего на других?», «каково видеть страдания ребёнка, в которых ты не можешь помочь?», « Как справиться с душевной болью ребёнка от насмешек, для которой нет анестезии?». И понимать, что это будет с ребёнком всегда. И ему нужно переживать не только операции время от времени, а каждый день удивленные взгляды, любопытные взгляды. Отстаивать своё место среди обычных людей, несмотря на свою необычность.

В фильме переживания родителей раскрываются не очень подробно, короткими штрихами. Но при должном внимании их можно уловить и прочувствовать. Так, мать Огги  в первый день школы проводила его со словами «хоть бы его приняли», понимая, как трудно придётся Огги в новой среде, где все на него «таращатся». Родители после возвращения Огги в первый день не могут найти тему для разговора, понимая, что повседневные дела мало важны по сравнению с чувствами Огги. 

Фильм можно критиковать за недостаток глубины и реалистичности. И маловероятный хеппи энд в конце, но он даёт возможность широкому кругу зрителей соприкоснуться с этой темой. 

Мне как матери ребёнка с челюстно-лицевыми патологиями было крайне важно узнать, что про таких детей пишут книги, снимают фильмы. Их переживания оказываются интересны многим и могут поддержать других в трудностях.

Хочется, чтобы зритель увидел не уникальность этой уникальной истории, ведь стать странным, отверженным легко, и для этого не нужно рождаться с необычной внешностью. Люди с нетрадиционной ориентацией, выразительными привычками, ментальными особенностями легко становятся жертвами отвержения и от его окружения требуется большая душевная работа, чтобы за внешним разглядеть душевную красоту. 

Обложка: х/ф «Чудо» (2017 г., реж. Стивен Чбоски)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: