Грубый, мягкий или глубокий: почему звук голоса вызывает мультисенсорные образы?


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


«Голос – это не просто звук, который мы слышим, но и нечто, что мы можем попробовать на вкус, к чему можем прикоснуться». Доктор философии в области германистики Павел Шопин рассказал на страницах Aeon, что такое мультисенсорное восприятие и как оно работает, почему мы приписываем голосу метафорические свойства мягкости, грубости или глубины и как мультисенсорные образы, которые возникают у нас в разных ситуациях, позволяют глубже чувствовать других людей и окружающую нас действительность. Мы подготовили для вас перевод.

Чтобы понять человеческий голос, мы должны полагаться не только на слух, но и на чувства, выходящие за границы акустического восприятия. Песни Тейлор Свифт называют нежными и мягкими. Исполнение Леди Гаги мрачным и глубоким. Голос Джонни Кэша звучал низко и грубо. Голос – это не просто звук, который мы слышим, но и нечто, что мы можем попробовать на вкус, к чему можем прикоснуться. Звук, который воспроизводится голосом, создает «мультисенсорные образы», соединяющиеся в нашем восприятии в общую картину, составленную не из одного, а из множества чувств.

Явление мультисенсорного восприятия может помочь нам понять, почему мы приписываем голосу метафорические свойства мягкости, грубости или глубины. Представьте политика, голос которого звучит невыразительно, монотонно и плоско. Бесцветность, или плоскостность, – это мультисенсорное понятие, заключающее в себе одновременно осязательный и визуальный опыт. Мы можем сказать, что поверхность плоская, коснувшись или посмотрев на нее. Эти сенсорные впечатления также сообщают нам об акустических особенностях голоса, подразумевая недостаточность в изменении тона. Более того, плоскостность может передавать отсутствие симпатии и эмоций со стороны говорящего.

Мягкость – другой распространенный способ характеристики акустически воспринятого звука. Как и плоскостность, мягкость описывает не только качество звука, но и эмоциональное состояние говорящего. Что касается резкости, дескриптора, который может быть связан как с тактильным, так и с визуальным опытом, то, называя голос резким, мы указываем на акустические особенности чей-то речи или иносказательно обрисовываем агрессивного и недоброжелательного собеседника.

Мультисенсорные образы позволяют нам идентифицировать то, что может навредить нам или принести пользу. Падающий минометный снаряд, притаившийся тигр, или потерявший управление автомобиль – не просто слуховые или визуальные картинки: они воспринимаются как мультисенсорные образы и могут быть рассмотрены как потенциальная угроза жизни. В когнитивной психологии общепринято, как утверждает Ванесса Харрар из Оксфордского университета, что «объединяя информацию, полученную от нескольких органов чувств, мы увеличиваем шансы на выживание, так как в этом случае уменьшается вариабельность трактовок поступающих сигналов, в результате чего сокращается время ответной реакции». Кроме того, добавляет Харрар, если компоненты мультисенсорных сигналов поступают одновременно, реакция достигает предельно возможной скорости.

Психолог Оксфордского университета Чарльз Спенс провел обширное исследование на тему интегрирования сенсорной информации, связанной с кулинарными переживаниями. Итогом его работы стал вывод о влиянии зрительного и слухового восприятия на вкус еды. Один из экспериментов определил, что десерты кажутся слаще, если подать их на белой тарелке, а не на черной. Еще одно наблюдение показало, что еда приходится более по вкусу тем, кто использует тяжелые столовые приборы.

Мультисенсорное восприятие часто проявляется в виде языковых метафор, помогая нам говорить об относительно абстрактных вещах в более привычных понятиях. В книге Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» (2003), излагающей «концептуальную теорию метафоры», разъясняется идея использования метафор для описания абстрактных явлений. Лингвистические и психологические исследования поддерживают идею о том, что метафоры дают возможность выразить в языке отвлечённые представления о времени, деньгах, морали, смерти и даже оргазме. Время, например, является абстрактной идеей, и мы склонны понимать его через кажущееся более конкретным понятие пространства: время может течь, и оно может остановиться. Прошлое лучше оставить позади, ведь впереди нас ожидает будущее.


Читайте также: Эволюция и метафорический язык: Роберт Сапольски о нашей способности думать символами


Безразличие или враждебность – сложные социальные понятия, которые могут быть выражены посредством передачи физического ощущения холода. Холод материален и ярко иллюстрирует смысл высказываемого сообщения. Назвав чей-то голос холодным, мы связываем этот сенсорный образ с эмоциональным состоянием говорящего. Точно так же акустические свойства зачастую связаны с другими процессами восприятия. Резкость голоса может относиться и к зрительному восприятию, и к тактильному.

Описание чувств, ощущений является одним из наиболее распространенных способов создания метафор, в том числе и для передачи характеристик голоса. В этом заключен огромный смысл, ведь осязание – намного более ранний результат эволюционного развития человека, чем речь, и оно продолжает играть важную роль в повседневной жизни. В книге «Сознание и Мир» (2000) австралийский философ Брайан О’Шонесси называет осязание первичным чувством, потому что «его едва ли можно отделить от тела, действующего в физическом пространстве». Эволюционный психолог Оксфордского университета Робин Данбар утверждает, что осязание сыграло значительную роль в выстраивании внутриобщинных связей у приматов (в том числе людей). В статье для журнала Aeon, интегративный биолог Техасского университета Стивен Фелпс обращается к исследованию Данбара и подчеркивает его наблюдение о том, что осязание как средство укрепления общественных отношений среди приматов насчитывает тридцатимиллионную историю.

Голос как проводник языка развился – по меркам эволюции –  не так давно, тем не менее он сыграл решающую роль в установлении социальных контактов между людьми. Но не только он. Как на надёжные доспехи, мы полагаемся на защиту органов чувств. Анализируя мультисенсорный «ансамбль» голоса, мы определяем эмоциональное состояние говорящего, метафорически наполняя его внутренним значением. Трактовка осязания и других чувств может одновременно пролить свет на глубокий смысл, сокрытый в голосе и его акустических свойствах. В следующий раз, когда вы услышите мягкий голос, подумайте о притягательности тактильного ощущения мягкости, именно оно придает вашему переживанию содержательную выразительность.

*Эта статья изначально была опубликована под заголовком «Rough, smooth or deep: why the sound of a voice is multisensory» в журнале Aeon.

Автор: Павел Шопин
Перевод: Лиза Гвозденко
На обложке: Сара Воан, фото Уильяма Готлиба / Wikimedia Commons

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: