Секрет успеха: талант или твердость характера?


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Мудрость «макартуровского гения»: психолог Анжела Ли Дакворт о том, почему твердость характера, а не IQ или способности, определяет успех.

Казалось бы, сколько слов уже сказано о том, что «без труда не вытянешь и рыбки из пруда», что способности — полдела, что путь к долгосрочным целям никогда не бывает коротким и что успех зависит от воли и упорства? Тем не менее, большинство из нас продолжают делать ставку исключительно на свой недюжинный талант,  ждать быстрых результатов, бояться ошибок и, конечно же, всячески мотивировать-мотивировать-мотивировать себя (хотя обычно лучше всего у нас получается только прокрастинировать).

Ну и самое любимое: «С моим-то умом и не добиться цели?».

Что определяет успех? Твердость характера!

«А вот и не добиться» — говорит нам психолог Анжела Ли Дакворт и вбивает последний гвоздь в крышку гроба наших иллюзий о мире и наших перспективах. Лауреат премии для гениев Фонда Макартура Анжела Дакворт в своё время ушла с очень успешной работы в сфере консалтинга и начала преподавать математику в нью-йоркской школе. За время своей педагогической деятельности Анжела пришла к выводу, что уровень IQ — далеко не основной показатель успешности учеников, среди которых была масса очень умных, но серьёзно отстающих ребят.

Поэтому я оставила школу и отправилась в аспирантуру, чтобы стать психологом. Я начала изучать детей и взрослых в различных очень сложных ситуациях. В каждом исследовании я спрашивала себя: «Кто здесь успешен и почему, что определяет успех?». Я и моя исследовательская команда побывали в военной академии Вест-Пойнт. Мы пытались предугадать, кто из кадетов продолжит военную подготовку, а кто будет исключён. Мы также посетили конкурс орфографии National Spelling Bee и попытались предугадать, какие дети займут наивысшие места. Мы изучали учителей-практикантов, работающих в криминогенных кварталах, задаваясь вопросом: какие учителя останутся здесь преподавать в конце учебного года? Кто из них окажется наиболее эффективным в обучении своих студентов? Мы сотрудничали с частными компаниями, задаваясь вопросом: какие из менеджеров по продажам сохранят свои позиции? Кто из них заработает больше всех? Во всех этих отличающихся ситуациях одна черта характера оказалась однозначным залогом успеха. И это не социальные навыки, не внешняя красота или здоровье, и даже не IQ. Это была твёрдость характера.

Наблюдения, которые сделала за время своей профессиональной, преподавательской и психологической деятельности Анжела Ли Дакворт, легли в основу её научного исследования, которое представляет интерес не только с точки зрения педагогики, но и с позиции вопроса развития любого человека. В своём выступление на образовательной площадке TED Анжела Дакворт подробнее рассказывает об этапах своей работы.

В книге «Как дети добиваются успеха» писатель Пол Тот говорит следующее о работе Дакворт:

Дакворт считает целесообразным разделить механику достижения цели на два отдельных измерения: мотивацию и волю. Каждое из них, говорит она, необходимо для достижения долгосрочных целей, но не самодостаточно. У большинства из нас есть мотивация, но нет воли: вы можете быть чрезвычайно мотивированы на то, чтобы похудеть, но если у вас не хватить воли и самообладания, чтобы отказаться от привычного, вы вряд ли добьётесь успеха. Если  у ребёнка достаточно мотивации, то нужно думать, как развивать в нём твёрдость характера. А что, если у человека нет мотивации в достижении цели? Тогда любой самоконтроль и подобные трюки не будут иметь никакого эффекта.

По мнению Дакворт, именно здесь, в этой точке отсутствия самоконтроля и слабой мотивации, вступает в игру твёрдость характера, которая помогает добиваться нам долгосрочных, абстрактных целей.

Твёрдость характера — это страсть и упорство в достижении долгосрочных целей. Твёрдость характера должна быть стойкой. Твёрдость характера становится неотъемлемой частью вашего будущего, день за днём, не на неделю, не на месяц, а на долгие годы изнурительной работы, посвящённой тому, чтобы сделать будущее реальностью. Жить с твёрдостью характера — это жить так, словно ваша жизнь не спринт, а марафон.

Анжела Дакворт знает, о чём говорит. Когда несколько лет назад она начала изучать вопрос влияния характера на успехи учеников в государственных школах Чикаго, Дакворт провела простой эксперимент (1): устроила простенький опрос среди тысяч учеников для определения уровня твёрдости характера (подростки определяли, насколько высказывания вроде «Я труженик», «Новые идеи и проекты иногда отвлекают меня от предыдущих» соответствуют им), а затем ждала больше года момента окончания, чтобы посмотреть на успехи своих респондентов. Как выяснилось, дети, обладающие большей твёрдостью характера (что в своё время показал тест), часто лучше заканчивали школу, чем ребята с высоким IQ, даже если они проигрывали остальным по таким показателям, как доход семьи, результаты общеобразовательных тестов и чувство безопасности в школе.

В вопросе твёрдости характера меня потрясло то, как мало мы знаем, как мало знает наука о том, как её воспитать. Каждый день родители и учителя спрашивают меня: «Как мне воспитать твёрдость характера в детях? Как научить детей серьёзному отношению к труду? Как сохранить их мотивацию?» Я честно отвечаю: «Я не знаю». (Смех) Но я точно знаю, что талант не воспитает в вас твёрдость характера. Результаты наших исследований чётко показывают, что есть много талантливых, которые просто-напросто не следуют своим обязательствам. В действительности, по нашим данным, твёрдость характера часто не зависит или же обратно пропорциональна величине таланта.

Интеллект или твердость характера: что определяет успех?

Источник: BK/Flickr.com.

Убедительно? По-моему очень. Остаётся только вопрос: и что теперь делать? Как развивать твердость характера, особенно, если нам уже не 10 лет? По мнению Дакворт, на данный момент на эти вопросы лучше всего отвечает концепция «ориентации на развитие» (2) профессора Стэнфордского университета Кэрол Двек, которая основывается на убеждении, что умение учиться не фиксировано, а может меняться в зависимости от усилий человека.

За время своих исследований профессор Двек пришла к выводу,  что есть два типа людей: одни рассматривают интеллект как некое фиксированное качество (такие говорят себе «Я таков, и, следовательно, это то, что я могу») — их Двек называет представителями сущностной модели; другие, представители инкрементальной модели, по Двек, убеждены, что интеллект — нечто меняющееся. Отсюда вытекают все последствия: люди, которые уверены, что в определённом возрасте обучение не способно сделать их лучше, ограничивают свои возможности и не прилагают лишних усилий для достижения целей, в то время как приверженцы инкрементальной теории рассматривают свои возможности как неограниченные, стремятся к получению новых навыков и добиваются успеха. От чего зависит это разделение, Двек не знает, но она убеждена, что опыт людей, продолжающих совершенствовать свои навыки и постоянно добиваться новых целей, говорит о том, что никаких ограничений не существует, кроме тех, которые мы сами себе придумали.

Так что получается, что твердость характера, определяющая наши достижения, связана во многом с нашими представлениями о том, способны ли мы учиться и развиваться. А это значит, что единственный вариант изменить что-то в своей жизни, если этого давно не происходило, — откинуть все мысли о невозможности достичь каких-либо результатов, начать узнавать новое, даже если вы предельно далеки от юношеского возраста, и страстно и упорно двигаться к своей цели.

О том же нам говорят признанные мэтры своего дела:

Успех – это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом. Уинстон Черчилль

«Вдохновение для дилетантов, остальные просто работают». Чак Клоуз

«Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться». П. И. Чайковский

«Конечно, должен быть и талант, но талант — дешевый товар, дешевле столовой соли. Преуспевшего отделяет от простого талантливого тяжёлая работа и долгая кропотливая учёба, постоянный процесс совершенствования». Стивен Кинг

На обложке: Сергей Эйзенштейн.

Ссылки на источники

1. Duckworth AL, Peterson C, Matthews MD, Kelly DR. Grit: perseverance and passion for long-term goals. J Pers Soc Psychol. 2007 Jun;92(6):1087-101. (http://www.sas.upenn.edu/~duckwort/images/Grit%20JPSP.pdf)

2. Carol S. Dweck «What promotes adaptive motivation? Four beliefs and four truths about ability, success, praise, and confidence». (https://llk.media.mit.edu/courses/readings/Dweck.pdf)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анна
Анна
9 лет назад

Очень интересно! Хотя утверждение Дакворт (в переложении Пола Тота) о том, что целесообразно разделить механику достижения цели на два отдельных измерения: мотивацию и волю, кажутся мне очень спорными. Я склонна полагать, что всем движет мотивация…она первична, и если она действительно есть, то запускаются все необходимые механизмы, воля в том числе. Если воля не работает, то и мотивации истинной у человека нет) Не могу представить ситуации, когда мотивации достаточно, а воли нет, и цель не достигается…пример с похудением для меня не убедителен ) Так же как, например, с курением: человек всю жизнь пытается бросить и начинает курить вновь, утверждая, что воли не хватает! Но как только у него случается, например, сердечный приступ, и курение становится не какой-то отсроченной во времени угрозой, а может оборвать твою жизнь здесь и сейчас, человек бросает по настоящему. Откуда появилась воля?) На мой взгляд, появилась не воля, а РЕАЛЬНАЯ мотивация, реальная, а не самообман или позерство для окружающих!)

Анна
Анна
Ответить на  Елена Тулина
9 лет назад

Надо спросить у Дакворт 😉

Сергей Юшин
Сергей Юшин
7 лет назад

А. Тойнби:
Попытка или новое проявление жизни, будь это новый вид человеческого общества, весьма редко – а скорее никогда – не удается с первого раза. В конце концов, процесс творения не такое уж легкое предприятие. Наивысший успех достигается методом проб и ошибок; и следовательно, неудача первых экспериментов не только не обрекает последующие опыты на очередной неизбежный провал, но фактически дает возможность добиться успеха за счет мудрости, обретенной через страдание
Прогресс, насколько о нем можно говорить в переделах «исторического времени», должен состоять в совершенствовании нашего культурного наследия, а не в улучшении нашей породы, и, конечно. Научные знания
и их практическое применение являются весьма убедительным свидетельством в пользу социального прогресса, как, собственно, и все, что касается сферы контроля человека над силами неживой природы. Это, однако. Побочный результат, ибо впечатляющее свидетельство прогресса в этой области основано на очевидном факте, что человек довольно успешно справляется с неживой природой. С чем он справляется значительно хуже, так это с человеческой природой, как своей собственной, так и своих ближних. A fortiori, он вообще проявил себя малоспособным вступать в надлежащие отношения с Богом. Человек достиг величайших успехов в области интеллекта и «ноу-хау» и оказался полным неудачником в сфере духа; это величайшая трагедия жизни на Земле – то, как поразительно неадекватно проявляет человек свои способности в материальной и духовной сферах, ибо духовная сторона жизни значительно важнее для человеческого благосостояния (даже в материальном отношении в конечном итоге), нежели его контроль над неживой природой

Анонимно
Анонимно
5 лет назад

Я думаю, что когда говорят об упорстве в достижении цели, то подразумевают не столько мотивацию, сколько цельность и характер самой личности .

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: