«С любовью, Винсент»: художественное исследование болезни и причин гибели Ван Гога


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


9 ноября 2017 года в российский прокат вышел фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Психотерапевт Светлана Белухина погружается в психоаналитическое расследование причин гибели Ван Гога, созданное сценаристами, и рассказывает о борьбе художника за обретение собственной идентичности, о тесной связи мании и меланхолии, сопровождавших художника на протяжении жизни (сегодня это заболевание носит название «биполярное расстройство»), и о том, как отразилась на творчестве Ван Гога биполярность его природы.

«Он чувствовал глубоко, он чувствовал нежно …»

Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» – не только образец невероятного труда всех, кто принял участие в его создании, и веры в успех, он стал, пожалуй, отражением жажды жизни самого художника и главное – даром любви современного мира к давно ушедшему Винсенту. Той безусловной любви, которой он так отчаянно и упорно искал у матери и которую ему все же удалось пробудить в человечестве.

Это первый в мире полнометражный анимационный фильм, полностью нарисованный масляными красками. Более 5 лет в производстве, 115 художников всего мира трудились над созданием 65 000 картин, чтобы оживить 120 оригинальных работ Винсента и рассказать историю жизни, а также загадочной смерти величайшего художника 19 века. Режиссер и продюсер – Хью Велчман, обладатель премии Оскар. Музыка великолепного Клинта Мансела (Clint Mansell), автора саундтреков к «Фонтану», «Реквиему по мечте», «Черному лебедю» и др.

Винсент Ван Гог, "Звездная ночь" (1889 г.). Анализ фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент"

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889 г.) / Google Art Project

Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» — работа уникальная. Сценаристы отошли от традиционного жизнеописания, чтобы погрузить зрителя в почти психоаналитическое расследование, каким оно и бывает в кабинете аналитика – с сопротивлением, забыванием и вытеснением, а затем с постепенным проявлением все новых и новых фактов, иллюстрирующих драму внутреннего мира человека.

По сюжету в детективное расследование пускается Арман Рулен, сын арлеанского почтмейстера. Последнее письмо Винсента к брату Тео, которое нужно доставить лично, толкает Армана начать свои сыскные мероприятия сперва в Арле, затем в Париже и, наконец, письмо приводит его в Овер-сюр-Уаз, где Винсент прожил последние дни перед смертью в 1890 году.

Расследование причин гибели художника превращается сначала в гипотезу об истоках глубокой внутренней драмы Винсента и как результат – рождения в нем Художника, а затем, после прояснения обстоятельств, принимает форму неизбежного осознания и печального принятия причин его гибели.

Постепенно Арману и зрителям становится ясно, кем на самом деле был Винсент, как глубока его боль и насколько он был травмирован. Речь идет о так называемом замещающем ребенке Замещающие знаменитые дети: Бетховен, Шатобриан, Сальвадор Дали, Камилла Клодель, Райнер Мария Рильке, Герман Гессе… У французского аналитика Дидье Анзье мать была замещающим ребенком.. Винсент родился, напомним, ровно через год, день в день после мертворожденного первенца, носившего то же имя. Не начавшееся горевание по умершему сыну помешало родителям, в первую очередь матери, дать второму ребенку жизненно необходимую любовь и принятие. В воображении родителей умерший был идеальным (а умерший всегда идеальный), и второй Винсент всю жизнь был вынужден бороться за обретение собственной идентичности. И он с невероятным упорством и жаждой делал это через свое творчество. Только за три месяца до смерти он создал 80 картин и 60 набросков. Он писал:

«Я хочу прикасаться к людям своим искусством, я хочу чтобы они говорили ­– он чувствует глубоко, он чувствует нежно».

Но, как мы знаем, из 800 картин, написанных им за 10 лет творчества, была продана всего одна – «Красные виноградники в Арле».

В своем младшем брате Ван Гог всегда искал чуткую, теплую и ресурсную мать, какой реальная так и не смогла стать, но рождение племянника, еще одного Винсента, оказалось опытом непосильной конкуренции, и действительно могло привести Ван Гога к мысли прекратить борьбу и покончить с жизнью. И мир оказался к Винсенту не чутким, и доктор Гаше стал ему совсем не тем доктором, какой ему был нужен, чтобы справиться с внутренней драмой.


Читайте также Депрессия в кино: о чем нам говорят картины фон Триера и других?


К слову, Зигмунду Фрейду на момент гибели Винсента было только 34 года. Тогда в Вене он занимался истерией, а свою «Печаль и меланхолию» написал лишь в 1915 году, где открыл ключ к механизму этого явления.

«Меланхолический комплекс действует, как открытая рана, привлекает к себе энергию всех привязанностей… и опустошает «я», – указывал он.

Ощущение упадка сил, отсутствие энергии, снижение настроения, периодически отмечаемых у Ван Гога по воспоминаниям тех, кто был с ним знаком, означает снижение ощущения его субъективной и телесной реальности, а эйфория и гипоманиакальное поведение являлось своеобразной защитой от поглощающего страха смерти и ощущения несуществования. Философ Карл Ясперс в своей работе «Стриндберг и Ван Гог» так писал о трудолюбии художника:

«Он воспринимает работу как целительное «развлечение».

 

«Она у меня поддерживает размеренность, писал Ван Гог, – так что я себе этим не врежу».

Термины «мания» и «меланхолия» известны с античности, хотя Аристотель не только не признавал меланхолию болезнью, но считал, что она вдохновляет великих художников его эпохи. Интересно, что античный медик Аретей из Каппадокии предположил взаимосвязь мании и меланхолии, но это долгое время оставалось незамеченными. В 17 веке Теофил Боне объединил эти понятия в описании состояния, которое назвал «manico-melancolicus». Затем в 1851 году Жан-Пьер Фальре опубликовал статью о «циклическом помешательстве» (la folie circulaire), выявив, как тяжелая депрессия сменяется маниакальным возбуждением, что стало первым в истории случаем постановки диагноза «биполярное расстройство». Кроме того, Фальре отметил генетическую причину БАР. Через шесть лет после смерти Ван Гога немецкий психиатр Эмиль Крепелин начал исследовать маниакально-депрессивный психоз, а его статья 1921 года «Маниакально-депрессивное безумие и паранойя» до сих пор является основой психиатрии.

Основной причиной возникновения биполярного расстройства, от которого, считается, возможно, страдал Ван Гог, сегодня принято считать эндогенные факторы, генетическую предрасположенность. Такие внешние условия, как ранние неудовлетворительные отношения с матерью и отцом в атмосфере отрицания гибели первенца, могут быть отнесены только к факторам риска возникновения психических нарушений.
Важно отметить, что в работе Бенуа Бейля «Замещающий ребенок» приводятся данные исследований, позволяющих связать последующие нарушения психического развития ребенка с психопатологическими причинами и условиями, существовавшими в момент его зачатия (отрицание смерти и желание родителей заменить умершего ребенка живым), а это значит, что можно предупредить или снизить риски их возникновения. С помощью современной аналитической психотерапии можно отделить представления матери об умершем ребенке в ее психическом пространстве от представлений о том ребенке, который только должен родиться. Психотерапия запускает работу горя по умершему ребенку и открывает жизненное пространство для нового человека.

Возвращаясь к обстоятельствам смерти Ван Гога, следует упомянуть, что до сих пор существует гипотеза о том, что его застрелили – выстрел в живот был произведен под таким острым углом, под каким сам человек не может его произвести. Однако является ли подозреваемый в этом нападении хулиган Рене Сакре-Тан его убийцей, доказать невозможно.

На сегодняшний момент можно сказать лишь, что Ван Гог хотя и оказался каким-то образом смертельно ранен в живот, изначально был «смертельно раненным человеком». С рождения или даже с зачатия он в статусе замещающего ребенка носил в своем психическом меланхолическую рану родителей, образовавшуюся в результате неотгореванной утраты первенца.

Несмотря на то, что в фильме в основном переданы сконцентрированные события тяжелого периода непосредственно перед гибелью художника ­– фильм, тем не менее, не оставляет тягостного чувства. Он будит скорбь, рождает светлую грусть и надежду.

Особенную роль, конечно, играет уникальный способ экранизации этой истории, что завораживает и делает погружение в мир Ван Гога ­– реальный и психический ­– максимально полным.

"Автопортрет" (1987 г.)

Винсент Ван Гог, «Автопортрет» (1887 г.) / Google Art Project

Чередование ярких картин, написанных маслом, ­прежде всего портретов и пейзажей, и картин в черно-белом фотореалистичном стиле позволяет переключаться между событиями расследования и прошлым художника. Это дихотомичное чередование планов также намекает на особенности смены фаз при биполярном расстройстве ­– депрессивной и маниакальной. На ум тут же приходит дихотомичность творчества Ван Гога в целом ­– его мрачная палитра голландского периода и буйное и маниакальное разноцветье прованского этапа, где цветовое решение становится особенным: исчезают чёрный и белый, яркие цвета сочетаются между собой, создавая особую игру оттенков.

Невозможно остаться равнодушным и не быть очарованным этой гениальной задумкой режиссера оживить полотна. Они включены в картину как ключевые кадры или фрагменты, неспешно приходящие в движение. И само это движение, несомненно, становится полноценным персонажем фильма. Будто из тумана прошлого в серебристых переливах крупных мазков вдруг возникает образ юной матери в свете утреннего солнца, легко и непринужденно отводящей назад упавшую на глаза прядь волос; вот она поворачивает к ребенку свое лицо, и оно озаряется ласковой и нежной улыбкой.

Через это движение полотен, оживление природы, которое мы видим на экране, передана идея о том, что Винсент, пожалуй, все-таки достучался. Его попытка оживить свою эмоционально-мертвую мать через свое творчество удалась. И вот так, через отклик его почитателей со всего мира, пусть символически, через время и расстояние в травмированной душе произошло то нежное движение, которого он так жаждал в своей жизни. Что-то, наконец, оттаяло.

Хочется думать об этом фильме как отражении бессознательного не только команды и режиссера, но и, безусловно, отражении бессознательного нашего общества, сделавшего возможным появление на свет как самой команды и замысла, так и преданных зрителей, способных ощущать и ценить это невероятно нежное движение любви.

Обложка: Винсент Ван Гог «Автопортрет, посвященный Полю Гогену» (1888 г.) / Harvard Art Museum

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: