«Поп-культура нового тысячелетия»: как мы начали мыслить твитами


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.



Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Что представляет собой поп-культура современности? Кто они, её герои? Как нас меняет общение (мышление!) в гифках, коубах и твитах? Какие опасности в себе таит разделение на «цифровое Я» и «реальное Я»? Осталось ли в нашей жизни место настоящему искусству или его полностью поглотила поп-культура повседневности? Обо всём этом в рамках лекции «Поп-культура нового тысячелетия» размышляет Юрий Сапрыкин.

Едва ли кого-то сегодня удивишь словами о том, что мы живём в эпоху постмодерна. Цитатность, обращение к первоисточникам, перемешивание символов прошлых эпох, ретромания – всё это, казалось бы, знаки нашего времени, приёмы, которые поп-культура давно позаимствовала у постмодернизма. Но постоянная переработка прошлого, повторение старого и бесконечные сиквелы, триквелы, приквелы («Как вам новые «Звездные войны»?) настолько затянулись, что совершенно утратили ту легкость и игру, что изначально была свойственная постмодернизму.

Как отмечает публицист, музыкальный критик, редакционный директор издательского дома The Moscow Times Юрий Сапрыкин, все разговоры о постмодерне как о современности – безнадёжно устарели, потому что сейчас в мире происходит некий мощный «поп-культурный сдвиг, слом матрицы», который знаменует окончательное умирание вырождающегося постмодернизма. В чём причина этого сдвига? В первую очередь, это связано с новой цифровой средой, с тем, что «мозги у нового поколения и у людей, которые долго живут в новом информационном мире, устроены совсем по-другому». И что нового принесла нам digital-среда, в чём особенность новой поп-культуры? Если коротко — в её «твиттерности» — возможности любого произведения быть представленным или порезанным на короткие кусочки: коубы, гифки, мемы.

«Самая современная форма существования популярной культуры – это вот такие очень короткие визуальные или текстовые кусочки, которые дальше собираются во что-то – в фильм, в последовательность клипов группы, в сериал. Как бы неважно – форматов у этого может быть сколько угодно. Но в конечном счете все это такие твиттер-высказывания.

Ну, было бы, наверное, глупо и пошло сказать, что во всем виноват фейсбук или что во всём виноваты соцсети, но совершенно очевидно, что и фейсбук, и твиттер, и инстаграм*, и вот эта поп-культура нового поколения – она функционирует примерно по одним и тем же законам. Она производит мемы. Она производит гифки. Она производит твиты. Она производит очень короткие компактные вещи, которые быстро впечатываются в память и потом быстро из нее вымываются».

По мнению спикера, появления этого нового формата поп-культуры влияет на многие вещи в нашей жизни: так, абсолютно исчезает жанр анекдота, слух оказывается устаревшей формой распространения информации, становится неактуальным понятие репутации человека, но главное — меняется сам человек, взаимодействующий с такой средой и создающий её.

«Был такой историк Канторович, написавший очень интересную книжку. Она называлась «Два тела короля». Книжка про средневековую монархию – о том, что у короля есть физическое тело, а есть тело как бы символическое, наделённое какими-то небесными сакральными полномочиями. И правит он вот этим своим вторым телом. А то, что делает первое, это не так уж важно. Точно так же и у нас с вами, то есть у нас с вами, и у Бьонсе, у Кадырова, у Шнурова, которые тоже, кстати, активные пользователь инстаграма*, — у всех активных героев поп-культуры тоже отрастает второе тело, которое не равняется первому. Его существование тоже нужно постоянно поддерживать. То есть если не подтверждать его присутствие активными обновлениями статуса, то оно как бы захиреет, зачахнет и помрет. Если оно не собирает достаточного количества лайков, то оно тоже не очень здорово себя чувствует. Ему нужно внимание, ему нужна энергия. Так сказать, оно питает жизненными соками, это второе тело. И это тело совсем не равняется нашему первому.

Каждый из нас теперь является собственным арт-директором. И каждый из нас создает свой публичный образ, очень непохожий на то, как мы себя чувствуем, ощущаем, как мы про себя думаем и что про нас думают люди, соприкасающиеся с нами в самой непосредственной физической реальности. Из-за этого в некотором роде исчезает понятие биографии – как какой-то цельной стратегии личности…»

Но способны ли мы жить в этих двух мирах без ущерба своей личности? Как сохранить цельность в разбираемом на кусочки мире? Можем ли мы сохранить настоящее искусство и не дать поп-культуре повседневности поглотить нас и наше прошлое?

Смотрим лекцию Юрия Сапрыкина «Поп-культура нового тысячелетия: вечное возвращение, или новости без нового», которая прошла в рамках проекта «Теории современности», и узнаём о предпосылках, особенностях и опасностях новых форм поп-культуры.

* Соцсеть, принадлежащая Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией на территории РФ.


Смотрим / читаем

Pokemon Go — не временное увлечение. Это только начало

— Мифология, память и культура в эпоху дигитальной революции: лекция Гасана Гусейнова

— «Интернет, постмодернизм, сетевой человек — что с нашими ценностями?»: публичная лекция Иосифа Дзялошинского

Культурная память в цифровую эпоху: Виталий Куренной о парадоксах новой медиасреды


Источник видео: Центр современной культуры Cмена / Youtube
Обложка: © Wikimedia Commons

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: