Карл Густав Юнг: «Демонов привлекают массы»

Это уникальное и почти неизвестное интервью Карла Густава Юнга, знаменитого психиатра и основателя аналитической психологии, было опубликовано 11 мая 1945 года в швейцарской газете Die Weltwoche, через четыре дня после капитуляции немецкой армии в Реймсе. «Обретут ли души мир?» – так называлась статья, в которой Юнг размышлял о причинах массового психоза немецкой нации в 30-40-е гг., о демонах, которые только того и ждут, чтобы выползти на поверхность нашей психики, и о том, что после Германии зло будет искать другие внушаемые народы для своего воплощения. Моноклер предлагает познакомиться с этим текстом, совершенно по-новому зазвучавшим в наше неспокойное время.

К. Юнг

Источник: eatsleepdraw.com.

Журналист «Die Weltwoche»: Не считаете ли вы, что окончание войны вызовет громадные перемены в душе европейцев, особенно немцев, которые теперь словно пробуждаются от долгого и ужасного сна?

Карл Густав Юнг:  Да, конечно. Что касается немцев, то перед нами встает психическая проблема, важность которой пока трудно представить, но очертания ее можно различить на примере больных, которых я лечу. Для психолога ясно одно, а именно то, что он не должен следовать широко распространенному сентиментальному разделению на нацистов и противников режима. У меня лечатся два больных, явные антинацисты, и тем не менее их сны показывают, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и жестокостью. Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера Георг фон Кюхлер (1881-1967) руководил вторжением в Западную Польшу в сентябре 1939 г.; он был осужден и приговорен к тюремному заключению как военный преступник Нюрнбергским трибуналом. о зверствах немцев в Польше, тот негодующе воскликнул: «Извините, это не вермахт, это партия!» — прекрасный пример того, что деление на порядочных и непорядочных немцев крайне наивно. Все они, сознательно или бессознательно, активно или пассивно, причастны к ужасам; они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали.

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросами типа: «Что вы думаете о Бухенвальде?». Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение.

Но как оказалось возможным, чтобы немцы, весь народ, попали в эту безнадежную психическую ситуацию? Могло ли случиться подобное с какой-либо другой нацией?

К. Г. Юнг:  Позвольте сделать здесь небольшое отступление и наметить в общих чертах мою теорию относительно общего психологического прошлого, предшествовавшего национал-социалистической войне. Возьмем за отправную точку небольшой пример из моей практики. Однажды ко мне пришла женщина и разразилась неистовыми обвинениями в адрес мужа: он сущий дьявол, он мучит и преследует ее, и так далее и тому подобное. В действительности этот человек оказался вполне добропорядочным гражданином, невиновным в каких-либо демонических умыслах. Откуда к этой женщине пришла ее безумная идея? Да просто в ее собственной душе живет тот дьявол, которого она проецирует вовне, перенося свои собственные желания и неистовства на своего мужа. Я разъяснил ей все это, и она согласилась, уподобившись раскаявшейся овечке. Казалось, все в порядке. Тем не менее именно это и обеспокоило меня, потому что я не знаю, куда пропал дьявол, ранее соединявшийся с образом мужа. Совершенно то же самое, но в больших масштабах произошло в истории Европы. Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что означает, что европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное. В самом человеке эти демонические силы восстают против кажущейся духовной несвободы христианства. Демоны прорываются в искусство барокко: позвоночники изгибаются, обнаруживаются копыта сатира. Человек постепенно превращается в уробороса, уничтожающего самого себя, в образ, с древних времен являвшийся символом человека, одержимого демоном. Первым законченным примером этого типа является Наполеон.

Немцы проявляют особенную слабость перед лицом этих демонов вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнаруживается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам, которые являются только иной формой внушения. Это соответствует общей психической неполноценности немцев, следствием их неопределенного положения между Востоком и Западом. Они единственные на Западе, кто при общем исходе из восточного чрева наций оставались дольше всех со своей матерью. В конце концов они отошли, но прибыли слишком поздно, тогда как мужик (the mujik) не порывался освободиться вообще. Поэтому немцев глубоко терзает комплекс неполноценности, который они пытаются компенсировать манией величия: «Am deutschen Wesen soll die Welt genesen» «Немецкий дух спасет мир» — это нацистский лозунг, заимствованный из поэмы Эмануэля Гейбеля (1815-1884) «Признание Германии»; строки из Гейбеля стали известны с тех пор, как их процитировал Вильгельм II в своей речи в Мюнстере в 1907 году., — хотя они не чувствуют себя слишком удобно в собственной шкуре! Это типично юношеская психология, которая проявляется не только в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в отсутствии образа anima в немецкой литературе (великое исключение составляет Гете). Это обнаруживается также в немецкой сентиментальности и «Gemütlichkeit» Уют, приятность — прим. пер., которые в действительности суть ничто иное, как жестокосердие, бесчувственность и бездушие. Все обвинения в бездушии и бестиальности, с которыми немецкая пропаганда нападала на русских, относятся к самим немцам; речи Геббельса не что иное, как немецкая психология, спроецированная на врага. Незрелость личности ужасающим образом проявилась в бесхарактерности немецкого генерального штаба, мягкотелостью напоминающего моллюска в раковине.

Цитата_Юнг

Германия всегда была страной психических катастроф: Реформация, крестьянские и религиозные войны. При национал-социализме давление демонов настолько возросло, что человеческие существа, подпав под их власть, превратились в сомнамбулических сверхчеловеков, первым среди которых был Гитлер, заразивший этим всех остальных. Все нацистские лидеры одержимы в буквальном смысле слова, и, несомненно, не случайно, что их министр пропаганды был отмечен меткой демонизированного человека — хромотой. Десять процентов немецкого населения сегодня безнадежные психопаты.

Вы говорите о психической неполноценности и демонической внушаемости немцев, но как вы думаете, относится ли это также к нам, швейцарцам, германцам по происхождению?

К. Г. Юнг: Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью. Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы. В коллективе человек утрачивает корни, и тогда демоны могут завладеть им. Поэтому на практике нацисты занимались только формированием огромных масс и никогда — формированием личности. И также поэтому лица демонизированных людей сегодня безжизненные, застывшие, пустые. Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невозможна такая массовая аккумуляция, как в Германии, и, возможно, в подобной обособленности заключается способ лечения, благодаря которому удалось бы обуздать демонов.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Карл Густав Юнг: «Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид»


Но чем может обернуться лечение, если его провести бомбами и пулеметами? Не должно ли военное подчинение демонизированной нации только усилить чувство неполноценности и усугубить болезнь?

К. Г. Юнг: Сегодня немцы подобны пьяному человеку, который пробуждается наутро с похмелья. Они не знают, что они делали, и не хотят знать. Существует лишь одно чувство безграничного несчастья. Они предпримут судорожные усилия оправдаться перед лицом обвинений и ненависти окружающего мира, но это будет неверный путь. Искупление, как я уже указывал, лежит только в полном признании своей вины. «Меа culpa, mea maxima culpa!» «Моя вина, моя величайшая вина» (лат.).

В искреннем раскаянии обретают божественное милосердие. Это не только религиозная, но и психологическая истина. Американский курс лечения, заключающийся в том, чтобы провести гражданское население через концентрационные лагеря, чтобы показать все ужасы, совершенные там, является поэтому совершенно правильным. Однако невозможно достичь цели только моральным поучением, раскаяние должно родиться внутри самих немцев. Возможно, что катастрофа выявит позитивные силы, что из этой погруженности в себя возродятся пророки, столь характерные для этих странных людей, как и демоны. Кто пал так низко, имеет глубину. По всей вероятности, католическая церковь соберет богатый улов душ, поскольку протестантская церковь переживает сегодня раскол. Есть известия, что всеобщее несчастье пробудило религиозную жизнь в Германии; целые общины преклоняют по вечерам колени, умоляя Господа спасти от антихриста.

Неизвестное интервью Карла Густава Юнга

Тогда можно надеяться, что демоны будут изгнаны и новый, лучший мир поднимется на руинах?

К. Г. Юнг: Нет, от демонов пока не избавиться. Это трудная задача, решение которой в отдаленном будущем. Теперь, когда ангел истории покинул немцев, демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно. Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей. Мы испытываем любовь к преступнику и проявляем к нему жгучий интерес, потому что дьявол заставляет забыть нас о бревне в своем глазу, когда мы замечаем соринку в глазу брата, и это способ провести нас. Немцы обретут себя, когда примут и признают свою вину, но другие станут жертвой одержимости, если в своем отвращении к немецкой вине забудут о собственных несовершенствах. Мы не должны забывать, что роковая склонность немцев к коллективности в не меньшей мере присуща и другим победоносным нациям, так что они также неожиданно могут стать жертвой демонических сил. «Всеобщая внушаемость» играет огромную роль в сегодняшней Америке, и насколько русские уже зачарованы демоном власти, легко увидеть из последних событии, которые должны несколько умерить наше мирное ликование. Наиболее разумны в этом отношении англичане: индивидуализм избавляет их от влечения к лозунгам, и швейцарцы разделяют их изумление перед коллективным безумием.

Тогда мы должны с беспокойством ожидать, как проявят себя демоны в дальнейшем?

К. Г. Юнг: Я уже говорил, что спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения — пресса, радио, кино etc. — к их услугам. Тем не менее христианству было по силам отстоять свои позиции перед лицом непреодолимого противника, и не пропагандой и массовым обращением — это произошло позднее и оказалось не столь существенным, — а через убеждение от человека к человеку. И это путь, которым мы также должны пойти, если хотим обуздать демонов.

Трудно позавидовать вашей задаче написать об этих существах. Я надеюсь, что вам удастся изложить мои взгляды так, что люди не найдут их слишком странными. К несчастью, это моя судьба, что люди, особенно те, которые одержимы, считают меня сумасшедшим, потому что я верю в демонов. Но это их дело так думать; я знаю, что демоны существуют. От них не убудет, это так же верно, как то, что существует Бухенвальд.

«Werden die Seelen Frieden finden?» Ein Interview mit Prof. C. G. Jung von P.S. In: Weltwoche, Zurich, 11.5.1945.

Источник перевода: gestaltterapija.lv.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Рассказать друзьям:
  • Парфён Р.

    По-моему, нас уже захватило и понесло

    • Elena Tulina

      Ну да. Впрочем, Юнг говорит о том, что это бесконечный процесс — нации словно передают эту эстафетную палочку «одемонения» друг другу. Всё дело в слабости и комплексах. Конечно, в сложившихся обстоятельствах есть определённая ирония судьбы

      • Alla Meza Intriago

        Я с ужасом думаю, как лечить миллионов 120 мешков с
        комплексами. Только если удастся нас вылечить не как Атлантиду, а как-то по-другому, наша с ИГИЛом цивилизация всё равно быстро уйдёт, и демоны с
        ней, я думаю. Останется новая цивилизация во главе с Украиной, белая-пушистая по сравнению с нашей. А потом она тоже начнёт по-тихоньку поляризоваться на демоническое и божественное, ещё через десятки тысяч лет сменится следующей расой — ещё белее и пушистее. И так — вечно. ИМХО моё такое.

        • Елена

          Всегда начинай с себя, мешок с комплексами. Никогда не ошибёшься. 🙂

        • Юлия Стасова

          Преклоняюсь перед независимостью вашего мышления! Но к белым силам никогда не поздно присоединиться! Хотя нам сейчас и очень нелегко…

  • Алексей Файзи

    Юнг в молодости зачитывался Сведенборгом. Без чтения последнего плохо понятна демонология Юнга.

    • Elena Tulina

      Мне кажется, Юнг универсален. Да, у него очень метафоричный язык, но при этом метафоры очень простые — сложно не понять.

  • Я тоже знаю, что демоны существуют. Вон их сколько в нашем современном мире.

  • VEGAN

    демоны = бесы …

  • krass

    Юнг по сути анализирует специфику массового сознания авторизованного, традиционного общества, где человек (его представления,понятия, реакции) рассчитан на жесткое ограничение и регламентирование, обеспечение ценностей ИЗВНЕ — государством. В нем человек не только не осознает своей способности быть самостоятельным, но и остро нуждается,чтобы государство поддерживало и обеспечивало его ценностной системой — извне, за него. Сегодняшняя Россия — пример такого общества.

    • Elena Tulina

      Мне кажется, анализ Юнга вполне гармонично может лечь и на либеральную систему. По крайней мере, в том виде, в каком она сегодня представлена в мире. Не в том виде, в каком она себя позиционирует, а в том, в каком она проявляет себя. Просто в традиционном обществе это всё доведено до абсолюта — но это не значит, что другие системы лишены подобных недостатков

      • krass

        На мой взгляд, в либеральной системе больше вины самого человека, если он реализует модель поведения человека авторитарной системы, того, о чем пишет Юнг. Она, по крайней мере, дает возможность человеку самому создавать и поддерживать ценности, обеспечивая только защиту существования, не вмешиваясь в частную жизнь, не принуждая быть тем же потребителем.

        • Elena Tulina

          Да, в либеральной ситеме больше вины самого человека, но я не уверена, что «коллективное бессознательное» — это то, что снимает с общества ответственность.

          • krass

            Коллективное бессознательное есть всегда. Это инерция процессов, инерция поведения. Виды вообще ориентированы на инстинктивное поведение. Личностный фактор в глобальном смысле, по сути, всегда являлся лишь всплеском, «выныривающим» на период из безличностного инстинктивного поведения.
            Разницу можно усмотреть только в чем — или коллективное поведение авторитарного типа, или «индивидуализм усредненного человека» «западного типа»- что тоже подразумевает коллективное бессознательное, но с иными последствиями.

  • Yuri Reutov

    //европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное.//
    Об чем речь-то? Если Юнг такой «осознанный» и понимает то, что недоступно «европейцам», так сказал бы несколько слов. «Какой «изгиб позвоночника»? Какие «копыта Сатира»? «Демон власти» — это еще куда ни шло. А прочие? А причины?…
    Природа природе рознь. Христианство приписывает природе «греховность», но это представление почему-то возникло там, где она бедна. А где она богата, там ее культ, и люди, вслед за природой, куда менее «греховны», чем обитатели бедных ландшафтов. По сути они близки к христианскому идеалу – не воинственны, не жестоки, не хитры, доброжелательны, сострадательны, прямодушны. Конечно, жизнь сложнее «географического детерминизма», но исключений мало.
    По мне, «Причины массового психоза немецкой нации в 30-40-е гг.» — это две кровавых революции из Москвы, массовое обнищание и анархия, а затем — массовая пропаганда с помощью радио, ослепительных зрелищ и музыки. Немецкая нация была на грани крушения всех основ жизни, и несколько способных демагогов раздули эту военную истерию и вождизм. Но не с Германии это началось, а с Советской России.

  • Саша Феликсов

    Изыди

  • Галлаго ангелина

    Мнение немца, историка:

    Мне глубоко чужды такие объяснения и я их воспринимаю как ложь. Потому что события 30-40 нельзя объяснить психологически. Только исторически! Все события в Германии надо смотреть в контексте истории Европы, надо начинать смотреть за десятилетия до Первой мировой войны, понять ее причины, посмотреть, что такое был этот Версальский договор, как он унизил немецкую нацию, как разорвал ее на части: часть окоазалась вместе с территорией во вновь образованной Польше, часть в искусственно созданной Чехословакии, часть во Франции. Немцы были поставлены в такие условия, что они не могли не стремиться к ревизии Версаля. При чем же тут их психология? Чего же мир хочет от немцев — чтобы они отличались от других народов таким образом, чтобы были бесплотными ангелами, ничего не желающими. не оскорбляющимися, спокойно относящимися к издевательствам над собой и над своей родиной? Пусть мне тогда покажут такой народ, чтобы мы могли с него брать пример. Национал-социализм, кроме того, был реакцией на возникшую в России страшную систему — большевизм. Когда кто-либо говорит о «зверствах немцев» пусть вспомнит, что зверства большевиков были раньше, масштабнее и опаснее для всего мира, потому что они планировали свою революцию на весь мир распространить. И прежде всего на Германию, куда они инвестировали очень много денег, начиная с 1918 года. Советская Бавария — это в том числе и результат влияния российских большевиков, попытка революции в Берлине, когда расстреляли Карла Либкнехта и Розу Люксембург, тоже. Посол Иоффе в 1919 году был выдворен из Германии именно из-за активной поддержки революционеров. Из советской России чемоданами везли золото, бриллианты на революцию в Германии. С моей точки зрения немецкий народ понес огромные жертвы в 30-40 годы, но защитил европейскую цивилизацию от коммунистического нашествия. Нам впаривают, что СССР кого-то там «освободил». От кого и от чего могла освободить страна, народ, сам находившийся под страшнейшей диктатурой. Но людей легко обманывать. История вырывается из исторического контекста и делаются попытки объяснить все это, не устанавливая причинно-следственные связи, а психологией немецкого народа, его какой-то склонностью к преступлениям, к подчинению и т.п. Разве русские менее склонны к этому? Ведь эти народы оба до начала 20 века жили в условиях монархии, они другого опыта не имели. Русские и после этого не имели опыта демократии — разве коммунистическая система не была все той же монархией — только диктаторского типа? Послушание, стремление идти за сильным лидером — это вообще свойственно индо-европейским народам. И когда такие лидеры появляются — они осуществляют чудеса. Правильным мне показалось только утверждение, что немцы очень внушаемы. Но это, опять же, свойство всех арийских (индоевропейских народов). Русские и до сих пор убеждены, что они самые хорошие и что они всех освобождали, и что Россия — мирная страна, ни с кем не воевавшая. Объясняется это тоже большой внушаемостью. Мне на курорте одна женщина заявила: но русские ведь никогда ни на кого не нападали первыми. Как же они тогда создали самую крупную империю? Немцев упрекают в Дранг нах Остен. Но такой политики у немцев, как у государства — не было. Просто не было. Посмотрите, как немцы оказались в восточной Европе. Польские короли их приглашали к себе на протяжении нескольких столетий. В Прибалтике они тоже оказались не в результате завоевательных войн, а просто переселялись, принимали подданство и были, между прочим, хорошими и верными подданными. Как немцы попали в Россию? Прибалтийские по Ништаттскому мирному договору: Россия победила Швецию и присоединила Прибалтику к себе — вместе с тем населением, что там жило. Польские немцы оказались в составе Российской империи в результате переделов Польши и перешли в состав России вместе с польской территорией. То есть, немцы оказались в России скорее в результате политики Дранг навх Вестен — со стороны самой России. Мои предки немцы-колонисты были царским правительством приглашены на поселение. Так в чем они нас все время упрекают? Мне не понятно. Когда Россия сама на протяжении веков осуществляла политику натиска на все четыре стороны света. Посмотрите каким было русское государство при Иване Грозном и каким оно стало в 19 веке. Тогда к Российской империи принадлжала не только вся Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, но уже и часть американского континента — Аляска.

    Даже уже часть Китая к себе присоединили. И все — они миролюбивые — а немцы агрессивные. Мало кто знает, что немцев в мире численно больше, чем русских. Где же они живут, кроме центральной Европы — своей исторической родины? А везде — в Африке, Австралии, особенно много — в обеих Америках. Это же говорит о том, что у этого народа был огромный потенциал, который он гасил ни в каком не «натиске на восток», а в эмиграции в другие страны. Именно поэтому великий русский ученый Питирим Сорокин назвал немцев самой миролюбивой нацией в Европе. И привел для этого утверждения убедительные цифры: немцы за последние тысячу лет меньше всех воевали среди всех европейских народов. Все остальное — ложь. В том числе и все эти психологизмы. Вот такое мое мнение. Не обессудьте, если что не так. Но видите ли — большинство людей, независимо от их национальности, именно такие, какими пытается Карл Юнг описать немцев. Независимо от национальности. Внушаемые, не умеющие и не желающие самостоятельно думать. Поэтому они представляют из себя удобный материал для манипуляций и зомбирования. До сегодняшнего дня. И немцы, и русские, и французы, и евреи — все европейские народы. Оптимально европейским народам нужна была бы просвещенная монархия, которая несла бы за их судьбу ответственность перед Богом и относилась к ним, как к детям, а не эта лукавая демократия, которую мы имеем сегодня. Потому что абсолютное большинство людей на протяжении всей своей жизни остаются детьми, не умеющими и не желающими думать самостоятельно.

    • Elena Tulina

      В этом тексте много верных мыслей, но и много слишком субъективных оценок, поэтому приписка «историк» здесь ни к чему. Ни в коем случае не пытаясь оправдывать большевизм и зверства сталинизма, хочу заметить, что попытка объяснить действия определенной общности людей методом ее сравнения с другой общностью (в этом случае это детское «а в России», хотя могло бы быть «а во Франции», » а в Италии» и т.д) и их «заслугами» — заведомо ложный путь, так как он всегда стоит на рельсах отказа от собственной ответсвенности и попытки разделить ее с другими. Никто не отрицает, что любые события — это итог действия множества сил. Но, простите, здесь буду банальна и напомню про больное, про Холокост, Освенцим — здесь тоже нужно говорить о коллективной (в глобальном смысле) вине? Да, то, что произошло в Германии — это прямое следствие социально-экономической ситуации, сложившейся в стране, но и о том, как в рамках этой ситуации заработала психология народа, не стоит забывать и открещиваться от любых возможных интрепретаций в этом ключе (извините, но, по-моему, на Юнга не за что «обижаться» — у него как раз преобладают достаточно мягкие оценки событий). Если хотите ознакомиться с комплексным анализом явления — от немца по происхождению, свидетеля событий и истинного учёного, который не пытается анализировать свою страну через сравнение её с грешками других стран (коим, конечно, нет числа), то вот вам небольшое эссе Эриха Фромма «Психология нацизма» — http://monocler.ru/psihologiya-natsizma-v-interpretatsii-eriha-fromma/ . Вот вступление, которое как раз призывает к комплексному анализу:

      «Приступая к психологии нацизма, мы прежде всего должны уяснить, каково значение психологических факторов для понимания нацизма. В научной и популярной литературе о нацизме высказывались две противоположные точки зрения. Первая состоит в том, что фашизм — это сугубо экономическое и политическое явление и психология никак его не объясняет; вторая — в том, что фашизм — чисто психологическая проблема.

      Первая точка зрения рассматривает нацизм либо как результат сугубо экономического развития, то есть как результат экспансионистских тенденций германского империализма, либо как сугубо политическое явление, то есть захват государственной власти политической партией, опирающейся на промышленников и юнкеров. Иначе говоря, победа нацизма объясняется как результат обмана и подавления большинства народа вероломным меньшинством.

      Согласно второй точке зрения, нацизм может объяснить только психология, точнее, психопатология. Гитлер считается маньяком или «невротиком», а его последователи — безумцами или психически неуравновешенными людьми. В свете этого объяснения, как его излагает Л. Мамфорд, подлинные корни фашизма надо искать «не в экономике, а в человеческой душе». Он продолжает: «Объяснение фашизма заключается не в Версальском договоре и не в слабости Веймарской республики, а в безмерной гордыне, в наслаждении жестокостью и в невротическом распаде».

      По нашему мнению, ни одно из этих взаимоисключающих объяснений неверно. Нацизм — это психологическая проблема, но сами психологические факторы могут быть поняты лишь при учете их формирования под воздействием факторов социально-политических и экономических. Нацизм — это экономическая и политическая проблема, но без учета психологических факторов невозможно понять, каким образом он приобрел власть над целым народом»

      • Людмила Лис

        Вы забываете, что большевизм в Россию был внедрен именно из Германии:)

        • Галлаго ангелина

          нет.
          Вы забываете, что сын раввина Маркс жил в Англии на деньги англичанина Энгельса

    • Вадим

      Национал-социализм :реакция на большевизм? А концлагеря : реакция на еврейскую угрозу, конечно же. В таком случае я согласен. Надо рассматривать этот вопрос не психологически, а исторически. А именно поставить к стенке нациских недобитков и поставить точку в этой истории.

      • Галлаго ангелина

        коммунистических недобитков — со всей планеты —к стенке.

  • Галлаго ангелина

    продолжение

    Если нацизм – это психологическая проблема, то какая проблема – коммунизм? Который был в СССР на протяжении 73 лет. В том, что в посте упомянуто, что я историк, ничего постыдного не нахожу – это просто факт. В 1981 году закончил исторический факультет Омского университета и так у меня в дипломе и написано: «Квалификация: историк. Преподаватель истории и обществоведения». И поверьте – ни один человек, в том числе и ни один историк, не может быть абсолютно объективным. Я не объективен тоже, ибо моя мотивация – защищать от клеветы и лжи мой народ. Но при этом я стараюсь защищать его правдой, ложь не признаю, в этом я объективен и нахожу среди правдоискателей других национальностей верных союзников.

    При этом я за то, чтобы каждый народ, в том числе и мой, нес ответственность за все, свершенное от его имени и руками его представителей. Но, обратите внимание, именно за свершенное, а не за то, в чем его несправедливо обвиняют. И пока существует мой народ, будут находиться люди, которые будут стремиться разобраться в том, что же было на самом деле совершено преступного, а что оказалось клеветой победителей. Ибо победители пишут историю и пишут они ее всегда в свою пользу. В том числе и приписывая свои собственные преступления пораженному противнику. Катынь в этом смысле – не единственный пример и, убежден, что будут открыты новые. Поэтому ваши пассажи про Холокост не принимаю. С моей точки зрения ГУЛАГ был гораздо страшнее, но тут Россия что-то большого усердия в процессе покаяния не демонстрирует.

    Обращусь к вашему опыту и к опыту всех людей: все познается в сравнении. И когда нам говорят, что нельзя сравнивать сталинизм и гитлеризм, то эти люди просто лукавят. Лукавят для того, чтобы защитить ложь. При этом часто делается логический перескок, например формулируется такой вопрос: «правомочно ли ставить знак равенства между сталинизмом и гитлеризмом?» И дальше это счастливо опровергают. В этом мире ни между чем не правомочно ставить знак равенства, потому что все явления уникальны. А сравнивать можно все.

    Если нам говорят, что гитлеризм, национал-социализм были преступными политическими режимами, то я хотел бы знать – а насколько они были преступными? Каковы масштабы преступлений? И узнать я это могу только сравнивая этот политический режим с другими. Желательно именно с этой точки зрения – сравнивая масштабы преступлений этих режимов. И тут выигрывает явно национал-социализм. Все преступления его были совершены во время войны, когда преступления совершали все воюющие стороны, когда со всех сторон произошло озверение и об этих преступлениях можно говорить бесконечно, распаляя себя и не имея шансов друг другу что-то доказать. Убивали немцы евреев? Да, убивали. Это безусловно преступление. Сколько, когда, где, как? На эти вопросы ни один исследователь ответов не находит, ибо тема эта до невозможности табуирована, а у нас на Западе просто является уголовной. Людей сажают в тюрьмы за отрицание официальной версии Холокоста, как тяжелых преступников – на 6, на 13 лет. Значит честные и порядочные люди не будут эту тему использовать в качестве аргумента в споре со своим оппонентом – ибо ответить на нее, не рискуя сесть в тюрьму нельзя. Убивали в СССР своих граждан – немцев? Убивали. И это тоже безусловно – преступление. Решение расправиться с немцами в своей стране сталинским режимом было принято в августе 1941 года, решение расправиться с евреями принято было гитлеровским режимом в октябре 1941 года – как ответ на решение сталинского. Национал-социалисты были националистами и очень ценили людей своей крови – это правда. И их решение было решением отомстить «еврейско-большевистскому» режиму за «страдающих братьев». Необычная для нас логика? Конечно. Но в рамках своей идеологии они были правы – как говорит большой специалист по национал-социализму и фашизму крупный историк Эрнст Нольте. Они считали, что эта война была войной немецкого народа с международным еврейством. Не буду настаивать на том, чтобы и вы приняли эту логику, но вот такой она была. И психология тут не при чем, тут дело в идеологии. Коммунисты кстати преследовали своих немцев вопреки своей коммунистической и интернационалистской идеологии.

    По всему по этому, сравнивая, лучше избегать сравнения масштабов преступлений в военное время. Во первых, они были огромны со всех сторон, во-вторых, настоящих масштабов мы знать не можем: победители, написав свою версию истории, преступления побежденного противника многократно преувеличили, а свои – уменьшили.

    Следовательно – надо сравнивать масштаб преступлений этих режимов в довоенное время. Сколько граждан и за что сидели в тюрьмах и лагерях. Сколько было казнено. Поверьте – возникает такая картина, которая и позволила Солженицыну сказать, что «гитлеровский режим был по сравнению со сталинским ученическим». Если захотите, вы можете найти данные, например в статьях у петербургского историка Кирилла Александровна. И вот почитайте, как русский историк, профессор Владимир Махнач тоже совершенно спокойно сравнивал – что было лучше – «нацизм в Германии или коммунизм в России»: http://makhnach.livejournal.com/16577.html

    Так что сравнительный анализ – вполне законный в исследовании исторических явлений метод.

    • Natalya Maximova

      согласна с Вами

  • Сергей Юшин

    Если верить Платону, в древней Греции демоны были как злыми, так и добрыми. Сократу повезло, к нему был пристален добрый демон, который предостерегал его от неправильных поступков. Об исключительности такой ситуации говорит и библейская Книга Иова: «Если есть у него ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, — Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы». Из этого следует что языческие демоны в христианстве были переименованные в ангелов. Но ангелы в христианстве четко делились на позитивных и негативных: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» [Откр. 12: 7]. Но из приведенного доклада Юнга мы узнаем, что для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что означает, что европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное. В самом человеке эти демонические силы восстают против кажущейся духовной несвободы христианства». Здесь мы видим
    противоречие, т.к. христианство никакой дедемонизацией не занималось, учитывая признание в Библии их слугами как Бога, так и дьявола. И каждый выбирал себе демона (ангела) вместе с его хозяином. В этой связи Августин Блаженный подчеркивал: когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу. Иначе говоря, если скомпоновать Юнга и Августина, то примитивный человек живет по человеку и, подчинившись злому ангелу/демону, уподобляется дьяволу, а развитый человек живет по Богу, и подчинившись доброму ангелу/демону, уподобляется Богу. Юнг говорит: «я знаю, что демоны существуют». Он считает, что Германия всегда была страной психических катастроф (Реформация, крестьянские и религиозные войны), а после катастрофы нацизма 10 % процентов немецкого населения — безнадежные психопаты. Но как объяснить тот факт, что и через десятки лет после войны общее число людей, переживающих психические расстройства, в США — 26,4 %, в Бельгии — 12%, во Франции — 18,4%, в Германии — 9,1%, в Италии — 8,2%, в Испании — 9,2%, в Нидерландах — 14,9%. В Японии — 9%. В Нигерии — 5% (Зеркало недели. — № 50 (578). – 2005). Да, Юнг предупреждал, что когда ангел истории покинет немцев, демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно. Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей. «Всеобщая внушаемость» (коллективное безумие), считал он играет огромную роль в сегодняшней Америке, и … русские уже зачарованы демоном власти в отличие от англичан, которых индивидуализм избавляет их от влечения к лозунгам. Л. Мизес считал, что только теория невроза способна объяснить успех, достигнутый фурьеризмом – этим сумасшедшим продуктом серьезно поврежденного рассудка, т.к. в жизни невротика «спасительная ложь» имеет двойную функцию: она не только утешает его в прошлых неудачах, но создает картину будущего успеха. На революционный невроз Великой Французской революции указывали О. Кабанес и Л. Насс. Это хорошо иллюстрируется выступлениями Робеспьера, Марата и других революционеров. Юнг, комментируя иррациональные мотивы, писал, что принцип «сколько этического – т. е. психологического, столько и физического» не постижим нашей логикой: misterium magnum (лат. великая тайна) – это … первое и главное, что укоренено в человеческой психе, в его архетипе, психологическое наименование которому «Самость» (англ. self). Есть ли спасение от революционных неврозов? Юнг отвечает положительно: спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности; возможно, что катастрофы выявят позитивные силы, что из этой погруженности в себя возродятся пророки, столь характерные для этих странных людей, как и демоны. Что же, в силу воспитания верили все великие философы и религии. Но доживет ли человечество до воспитанности?

  • Галлаго ангелина

    никто не имеет права выносить приговор целому народу — будь он хоть трижды Юнг.

    • Natalya Maximova

      они сами дали нам это право, начав массово уничтожать других живых, не находите?

      • Галлаго ангелина

        кому вам? кто — они ? ВСЕ немцы? других живых — это кого? никаких массовых уничтожений не было — кроме ковровых бомбежек со стороны Черчилля и Рузвельта.

  • Elize Elmanovich

    Нельзя возлагать вину только на немцев. Если это психическая проблема, то лечить надо всех и на всех без исключения лежит коллективная ответственность. И на тех, кто капитулировал без боя, на коллаборационистах, с упоением выполнявших роль карателей, на тех, кто наблюдал в сторонке и получал барыши, подбрасывая полешки в эту гигантскую топку, по сути, построивших свою экономику на стравливании народов друг против друга. В России — свои бесы, проявившие себя во время гражданской войны и позднее, когда «кто-то же написал 3 млн. доносов». Не знаю, удастся ли сохранить человечность и избежать массового кровопролития на этот раз. Думаю, есть маленькая надежда, если начать с себя лично, усмиряя собственных демонов. Это крайне трудно, но возможно.

  • Wlad Kindrat

    «Люди, особенно те, которые одержимы,
    считают меня сумасшедшим, потому что я верю в демонов. Но это их дело
    так думать; я знаю, что демоны существуют. От них не убудет, это так же
    верно, как то, что существует Бухенвальд.» Факт!

  • Руслан Журавель

    «Не раб порождён тираном —
    Тиранов родят рабы!»

    …ходя на тайные «выборы».?

    • Руслан Журавель

      «Такие (тайные) выборы — обман.

      Побеждает тот, кто купит «правильный» протокол центральной избирательной комиссии.»

      http://gromada-ks.blogspot.com/2016/07/blog-post_36.html#more

  • Руслан Журавель

    Если гражданин идёт на псвевдовыборы (тайные «выборы») — он с субъекта политики делает себя объектом политики.?

    • Natalya Maximova

      соучастником преступления, потому что такие выборы — преступление

  • Руслан Журавель

    «Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что означает, что европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное.»

    Достаточно «воспитать» одно поколение рабов

    — дальше они сами клонируются (зомбируют своих детей).?

    • Руслан Журавель

      Человек рождается вольным-свободным — рабство прививают.?

      • Руслан Журавель

        Рабу «Божьему» перестать быть оным — эт всё равно что дереву самому себе сломать привитую ему ветвь!..?

        • Руслан Журавель

          «Привива́ние — насаждение каких-либо мыслей, привычек, навыков, свойств и т. п., приучение кого-либо к чему-либо.»

          https://ru.wiktionary.org/wiki/прививание

          «Щеплення — насадження будь-яких думок, звичок, навичок, властивостей та т.п., привчання кого-небудь до чого-небудь.»

  • Natalya Maximova

    человечество спасет индивидуализм, мне это нравится

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.